Искусство и наука
Еще Белинский утверждал, что философ говорит силлогизмами, поэт – образами и картинами, а говорят они одно и то же. «Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают – только один логическими доводами, другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, другого – все». Он сводил различие науки и искусства к различию образного и логического мышления, считал искусство популярной заменой научного познания. Но эта концепция формальна. Художников нельзя считать теми, кто в «образную форму» облекает заранее заданные идеи. У великих художников идея – это всегда личное переживание, открытие в процессе письма, счастливая находка.
Настоящее искусство всегда эмоционально, а значит, личностно. Конечно, наука и искусство внутренне родственны, а в древности развивались недифференцированно. Но со временем ученые перестали писать трактаты в стихах. Пути науки и искусства стали радикально расходиться в эпоху Возрождения. Наука должна отвлекаться от существенно человеческих, личностных проблем и отношений, отвлекаться от повседневной жизни людей. Искусство, наоборот, не может отвлекаться от повседневной жизни, от проблем личности.
Наука изучает всю действительность – от молекулярного строения вещества до законов Вселенной. Искусство – это прежде всего человековедение. Искусству интересен человек в его отношениях к природе, к обществу, к самому себе. При этом он рассматривается конкретно и эмоционально. Даже когда речь идет о натюрмортах, мы должны понимать, что изображены не просто предметы, а то, как их видит художник, что привлекает его внимание, что он отбирает и как относится к тому, что изображает.
Для искусства характерно оценивающее, эмоциональное осмысление жизни. В произведениях искусства рассудочное мышление играет не ведущую роль.
Кроме того, искусство не предполагает специализации, оно тотально (то есть является всеохватывающим). Если анатомия занята строением человека, химия – составом клеток, социология – взаимодействием человека с обществом, история – ролью человека в истории, то искусство не ограничено специальной областью в изображении человека.
Предмет науки – весь мир, вся действительность, включая человека как биологическое и социальное существо, но при этом наука всегда специализируется на какой-либо одной стороне исследования человека и мира. Предмет искусства – человек или очеловеченная действительность, причем объект исследования сам является его субъектом.
Наука систематизирует, ее язык точен и однозначен; научное понятие должно иметь только одно значение. Искусство многозначно, что является основой для возможности открывать с течением времени в художественных произведениях новые, не замеченные ранее грани.
Научное познание объективно, оно стремится к исключению личных эмоций ученого. Искусство субъективно и эмоционально, художник всегда в той или иной форме выражает отношение к тому, о чем он говорит. Искусство призвано трогать, волновать сердца людей. Таблица умножения не может вызывать сердечного волнения, а географическая карта не обязательно должна быть красивой. К тому же в искусстве максимум информации несет сам язык. Важно не только то, о чем говорится, но и как об этом говорит художник. В искусстве способ передачи содержания входит в само понятие содержания. Код сообщения информативнее, чем сама информация.
Что является целью искусства? Если цель науки – приращение знаний и познание природы, то цель искусства – развитие культуры чувств и отношений между людьми. Как говорил психолог Л. Выготский, «искусство есть общественная техника чувств».
Искусство есть познавательная и в то же время игровая деятельность.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое