А. Белый как основоположник учения о ритме
Теория А. Белого («Символизм»). Он сделал выводы из общеизвестного факта отступлений от метра и подверг строение русского стиха системному обследованию.
Совокупность отступлений от метрической схемы А. Белый обозначает термином ритм. Для того, чтобы установить взаимное расположение ритмических отступлений, Белый предложил использовать графическую систему.
Осенней, позднею порою 2 4 8 |
|
| х |
|
Люблю я Царскосельский сад, 2 6 8 |
| х |
|
|
Когда он тихой полумглою 2 4 8 |
|
| х |
|
Как бы дремотою объят. 4 8 | х |
| х |
|
И белокрылые виденья 4 8 | х |
| х |
|
На тусклом озера стекле 2 4 8 |
|
| х |
|
В какой-то неге онеменья 2 4 8 |
|
| х |
|
Коснеют в этой полумгле. 2 4 8 |
|
| х |
|
И на порфирные ступени 4 8 | х |
| х |
|
Екатерининских дворцов 4 8 | х |
| х |
|
Ложатся сумрачные тени 2 4 8 |
|
| х |
|
Октябрьских ранних вечеров. 2 4 8 |
|
| х |
|
И сад темнеет, как дуброва, 2 4 8 |
|
| х |
|
И при звездах из тьмы ночной, 4 6 8 | х |
|
|
|
Как отблеск славного былого, 2 4 8 |
|
| х |
|
Восходит купол золотой. 2 4 8 |
|
| х |
|
К богатым (обилие, разнообразие и редкостный подбор фигур) А. Белый отнес поэтов с богатым и оригинальным ритмом – Ф.И.Тютчев (сближается с Г. Державиным).
Поэты бедные в ритмическом отношении – А.К. Толстой, В. Брюсов.
Была дана характеристика ритмической манеры того или иного поэта. Условная порция – 596 стихов.
Изучение ритма (явления индивидуального) происходит на основе изучение метра (явления постоянного).
У графической системы А.Белого были определенные недостатки. Учитывались пропуски ударений, но невозможно учитывать отягчения неударных слогов (спондеи). Нельзя объединить в один ритмический рисунок разные строфы. Выводы могут быть случайными (недостаточное количество). Основной недостаток в том, что А.Белый был очень субъективным в своих выводах. Непонятно, на каком основании он утверждал, что одна фигура изящнее другой. Например: квадрат совершеннее фигуры крыши, зигзагообразная – интереснее других. Возникала погоня за неожиданными ходами.
Но главное – он разграничил понятия ритма и метра.
Ритм – реальное чередование ударений в стихе, возникающее в результате взаимодействия идеального метрического закона и естественных фонетических свойств данного речевого материала.
Метр – идеальная закономерность чередований ударений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое