История русского стихосложения
История русского стихосложения насчитывает три этапа. 1) До утверждения силлаботоники (XVII–XVIII вв.), господство силлаботоники (XVIII–XIX вв.), господство силлаботоники и чистой тоники.
До господства письменного стихотворства русская поэзия знала три системы: «свободный стих» церковных песнопений (молитвословный стих), промежуточный между тоникой и силлаботоникой песенный стих (эпический и лирический) и чисто тонический говорной стих (скомороший); последний стал основным стихосложением ранних (до 1660 годов) произведений русской поэзии, а в низовой, лубочной литературе существовал и далее. В XVII–нач. XVIII вв. были сделаны три попытки усвоить иные системы стихосложения: метрическую – по античному образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабическую – по польскому образцу (Симеон Полоцкий) и силлабо-тоническую – по немецкому образцу. Наибольшее распространение получает силлабический стих, но к середине XVIII века его вытесняет силлабо-тонический и он почти полностью исчезает из практики.
Основы русской силлаботоники вырабатываются В.К. Тредиа-ковским («Способ к сложению российских стихов») и М.В. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворчества», 1739) (1735–1743). Они внедрили силлаботонику (двусложные и трехсложные размеры). Названия стоп были заимствованы из античной метрики (Франция). Они считали, что в случае пропуска ударения появляется особая вспомогательная стопа – пиррихий. Если писать только полноударными ямбами, то придется использовать только короткие слова. Такая речь будет искусственной. Ломоносов пытался писать только полноударными ямбами, но под влиянием Сумарокова и Тредиаковского стал использовать и длинные слова.
Следует помнить о том, что деление на стопы достаточно искусственно (А. Белый, Б. Томашевский, В. Жирмунский).
Силлаботоника господствует в русской поэзии почти безраздельно до конца XIX века, за ее пределы выходят лишь немногочисленные эксперименты с имитациями античных и народных стихов (гекзаметр, стих «Песни западных славян» А.С. Пушкина и др.). Эволюция русской силлаботоники на протяжении XVIII–XIX веков идет в направлении все более строгой нормализации – ритмические тенденции стремятся стать доминантными, доминанты – константами, все шире распространяются трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест), сравнительно бедные ритмическими вариациями, а двухсложные размеры (ямб, хорей) сокращают количество употребительных ранее ритмических вариаций.
Как реакция на это на рубеже XIX–XX веков возникает противоположная тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. Силлабо-тоническое стихосложение сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлаботоникой и тоникой (дольник, тактовик), формы чисто тонического стихосложения (акцентный стих) и свободный стих – явление, характерное и для современного стихосложения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое