Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
Его познавательная и художественная ценность. В специфике искусства всегда подчеркивалось как образное воспроизведение действительности (подражание), так и заключенное в образах обобщение, достигаемое путем творческого претворения, пересоздания действительности.
Отдельные науки и отдельные отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности, создают те или иные ценности, составляющие ценности культуры.
Искусство – гарант восприятия мира в целостности, а не в отдельных аспектах, хранитель целостной личности, целостности культуры и целостности жизненного опыта человечества.
Полифунциональность искусства: 1) познание (познавательно-эвристическая функция); 2) язык и средство информации (коммуникативная); 3) деятельность (эмоциональная – оказывает воздействие на чувства читателей, и оценочная – каждое произведение, прямо или косвенно дает оценку современности, вскрывает негативные или позитивные аспекты социальных отношений, событий, философских идей). Но есть и специфические функции искусства: 1) гедонистическая; 2) эстетическая (искусство формирует эстетический вкус, активизирует творческие способности человека).
Искусство – это художественное освоение мира, особая творческая деятельность, связанная с художественным освоением действительности.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразие человеческих отношений к реальности, действительности.
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоцио-нального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе художественное открытие.
Эти функции общения, созидания и познания присущи всем видам искусства, но разным видам искусства свойственно преобладание тех или иных функций. Художник творит, созидает художественный мир. Это деятельность, направленная вовне: 1) познание; 2) оценка; 3) труд; 4) общение и вовнутрь 1) самопознание; 2) самооценка; 3) самосозидание; 4) самообщение (Я-Я).
Искусство – образная модель человеческой жизнедеятельности.
Общей закономерностью искусства является соответствие художественного сознания исторически конкретным формам деятельности личности. Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя присваивать художественные идеи в личностной форме, то есть принимать участие в процессе сотворчества.
Гегель объяснял искусство как результат глобального развития мира, причина и стадии художественно процесса объясняются движением абсолютной идеи.
И. Тэн: «Искусство определяется совокупностью общественных настроений и нравов определенной среды» (духовная температура общества). Истинное искусство тяготеет к философичности.
Духовная жизнь развивается под воздействием исторической действительности, но обладает определенной самостоятельностью:
1) несовпадение с развитием общественно-экономического состояния общества;
2) роль творческого наследия, традиций, приемов и т.д.;
3) все формы общественного сознания не только отражают, но
оказывают обратное воздействие на действительность;
4) процесс освоения действительности характеризуется взаимодействием 1) субъекта, 2) объекта, 3) формы (как познается).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое