logo
Введение в литературоведение

Литература и музыка

Многое сближает поэзию с музыкой. Мы, рассуждая о музыкальном произведении, говорим о теме. Но если цель поэзии – изобразить и выразить переживание при помощи сравнения, намека или описания, то задача музыки – предложить непосредственное содержательное бытие переживания, его продолжительность и эмоциональную всеобщность в звуке.

Отличие музыки от литературы состоит в том, что слово называет чувство, а музыка выражает ощущение как непосредственное откровение, минуя мыслительные доказательства и рациональные аргументы.

В тексте музыка достаточно часто используется для характеристики героев (музыкальность Лизы Калитиной в «Дворянском гнезде» Тургенева). Стало традиционным сравнение мелодии с сюжетом, симфонии с романом.

Проблема образа. Три значения термина «образ». Необразные элементы художественной системы (автология, литературные знаки, традиционные символы). Вульгаризация термина «образ» в советской критике и школьном преподавании. Образ и принцип системности

1. Это категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности.

Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (образ войны, образ Наташи Ростовой).

Образ существуют в нескольких значениях:

  1. образ мира или человека;

  2. образ – предметная деталь, изобразительная подробность;

  3. образ – троп, метафора (особый способ художественной выразительности.

В понятии образ слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.

1. Как отражение действительности образ наделен: а) чувственной достоверностью; б) пространственно-временной протяженностью; в) предметной законченностью; г) самодостаточностью.

Но он не смешивается с реальными объектами, ибо отграничен рамками условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему иллюзорному миру произведений.

2. В качестве идеального объекта образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и других мыслительных конструкции. Образ не только отражает, но и обобщает действительность, раскрывает в единичном, случайном – сущностное, вечное. Но в отличие от абстрактного понятия образ нагляден, он не разлагает явления на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувство целостности и неповторимости.

С одной стороны, образ отражает действительный мир, а с другой – творит новый, неповторимый.

В процессе создания образа происходит переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение.

Создание образа – это путь от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному в процессе творчества.

Образ предполагает единство реального и идеального, объективного и субъективного, единичного и общего, сущностного и возможного. Образ – это пересечение предметного и смыслового миров.

В образе один предмет явлен через другой (образ-троп), чем достигается наивысшее смысловое напряжение (А как Б). С точки зрения обыденной логики, за такими суждениями нельзя признать ни истины, ни ложности: «Музы говорят ложь, которая похожа на истину».

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4