Текстология и атрибуция
Текстология – текст +слово, понятие – отрасль филологии, занимающаяся изучением и изданием текстов литературных произведений в целях их критической проверки и дальнейшего литературоведческого исследования. Текстология связана с историей литературы и теорией литературы и составляет их источниковедческую базу.
В помощь текстологам привлекаются 1) библиография; 2) источниковедение; 3) палеография, 4) герменевтика (наука о принципах интерпретации текста; 4) историческая поэтика; 5) стилистика.
Задачи текстолога: 1) изучение истории текста и его источников; 2) датировка; 3) атрибуция текста.
Практические задачи изучения текста: а) установление основного текста; б) подготовка справочного аппарата; в) комменти-рование текста.
Главное – это точность текста, полнота его состава, точность и полнота справочного материала и комментариев.
Основной метод – филологический анализ.
Текстологический анализ предполагает историзм, хорошее знание историко-литературного контекста, изучение других произведений автора, их исследование, поиски следов влияния данного текста на другие и наоборот, исследование произведения как единого целого.
Для установления основного текста текстолог обращается к воле автора. Имеется в виду последняя творческая воля автора. При жизни художника главным является взгляд самого автора. Недаром А.С. Пушкин с горечью писал Бестужеву: «Грустно видеть, что со мной поступают, как с умершим, не уважая ни моей воли, ни бедной собственности». Встречаются ситуации, когда автор сам указывает, как печатать его произведения после смерти. Незадолго до смерти Н. Заболоцкий написал: «Тексты настоящей рукописи проверены, исправлены и установлены окончательно: прежде публиковавшиеся варианты многих стихов следует заменить текстами, приведенными здесь».
В общем виде решение вопроса может быть сформулировано так: мы принимаем за основной тот текст, в котором наиболее полно выразилась последняя творческая воля автора. Обычно она наиболее последовательно бывает выражена в последнем прижизненном издании.
Не всегда тем не менее последнее прижизненное издание является наилучшим в художественном отношении.
1) Последний прижизненный текст может быть искалечен цензурой (Н. Лесков «На ножах»). Понятие автоцензуры.
2) Автор проявляет равнодушие к собственному тексту (Л. Толстой – Страхову: «Марайте»).
3) Начатая автором правка не завершена (В. Короленко «Глушь»). Нельзя печатать наполовину переработанный текст.
К тому же писатели, как правило, плохие правщики собственного текста.
До сих пор остается дискуссионным вопрос об основном тексте завершающей части «Кому на Руси жить хорошо?» «Пира на весь мир».
Очень часто текстолог сталкивается с проблемой атрибуции текста.
Атрибуция – установление автора художественного произведения или времени и места его создания. Очень важна атрибуция при изучении древнерусской литературы, произведения которой вплоть до XVII века были в большой части анонимными. Атрибуция осуществляется в следующих направлениях: поиски фактически документальных доказательств (автографы писателей, их переписка, мемуары, архивные документы), раскрытие идейно-образного содержания текста (конкретного сопоставления идей анонимного сочинения и бесспорно принадлежавших предполагаемому автору текстов), анализ языка и стиля произведения. Необходимо комплексное использование этих элементов.
Атрибуция необходима и для многих текстов литературы нового времени.
Возникают подделки, многочисленные мистификации. В 1911 году журнал «Надежда» напечатал «Соловья» Пушкина («Песни западных славян») со странной подписью С. Тетик. В том же году журнал «Звезда» под фамилией К. Сидорчук напечатал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный». Достаточно часто писатели выступают под разными псевдонимами:
Андрей Белый – Борис Бугаев.
Черубина де Габриак (Елизавета Васильева, урожд. Дмитриева). Псевдоним придумал М. Волошин. Трудно точно определить, какие стихи принадлежат ей, какие ему.
Библиограф Пономарев – Граф Библио.
А.Гольденберг (пародист) – Первомай Пленумов, Сельпедей Волобухин. Много информации о псевдонимах можно получить в книге В.Г. Дмитриева «Скрывшие имя свое».
Атрибутировать трудно журнальные статьи, незавершенные произведения. Многие авторы предпочитали выступать или под псевдонимами или анонимно (из цензурных соображений, а также в силу других причин: чиновники, офицеры и гимназисты в XIX веке не имели права печататься).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое