Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
I. История создания и публикации романа. Первый роман Достоевского в восприятии современников. В чем вы видите сходство и различие оценок? (статьи В.Г. Белинского и В.Н. Майкова).
II. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) молодого Достоевского.
1. Сентименталистские традиции в романе:
а) Образ «девушки бедной и погубленной»: судьба Вареньки Доброселовой. «Двойники» Вареньки в романе (как соотносятся с образом главной героини образы матери Покровского и Саши?).
б) Жанровые особенности произведения: эпистолярная форма, элементы исповеди. Сюжетные реминисценции сентиментального «мещанского» романа в структуре «Бедных людей».
2. «Бедные люди» и поэтика «натуральной школы». Традиции «физиологического» очерка в романе:
а) «Натурализм» и детализация бытописания («страсть к подробностям»). Образ Петербурга и его связь с судьбами «бедных людей» (обратите внимание на сюжетные линии Горшковых и Покровских).
б) Герой-чиновник как социальный тип. Социальный статус героя, среда его обитания. Синтез «натуральных» и «сентиментальных» черт в структуре образа Девушкина. Имя героя и его характер.
3. Усложнение «сентиментальной» линии «натуральной» поэтикой: «физиология» городской жизни; соотнесенность образа героини с образами «маленьких людей».
III. «Титулярное сердце, честное и чистое» – художественное открытие Достоевского.
1. Рефлексия «маленького человека»: «амбиция» и самоуничижение как выражение самосознания героя. Функция в романе сквозного образа «ветошки» (проанализируйте соответствующие фрагменты). Бунт Девушкина против судьбы.
2. Любовь «маленького человека»: хронотопическое несовпадение героев. Значима ли, на наш взгляд, хронологическая конкретика в романе? Обратите внимание на возраст героев и на соотнесенность каждого из них с определенным временем года («осень» Вареньки и «весна» Девушкина).
3. Литературные вкусы Девушкина и его «слог». Почему Достоевский заставляет своего героя так много внимания уделять «слогу»? Характерологическая и сюжетообразующая функция чтения в романе: «рецензии» Девушкина на повести Пушкина и Гоголя. Можно ли считать Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина литературными прототипами Девушкина? В чем суть полемики Достоевского с Гоголем?
Новаторство Достоевского в изображении слова героя (М.М. Бахтин).
Литература
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения