№ 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
I. Литературный генезис понятия «футляр». Различные варианты «футлярности» в «маленькой трилогии».
1. «Маленькая трилогия» как цикл:
а) Хронотопическое единство «рамочного» действия. «Обрамляющий» материал в цикле: беседа равных как основа обсуждения историй (традиция книги новелл).
б) Общность «рамочных» героев. Каков социальный и профессиональный статус персонажей Чехова? Можно ли сказать, что в каждом последующем рассказе цикла происходит все большее сокращение дистанции между рассказчиком и героем? Каковы функции подобного приближения рассказчика к герою?
2. Основные структурные признаки «футляра» («футляр» в его внешнем выражении и внутреннем содержании):
а) Отъединенность от людей, отгороженность от жизни; невозможность и нежелание понять другого. Кто из героев трилогии воплощает эти качества в наиболее явной форме? Кто является менее очевидным их носителем? Обратите внимание на повторяемость слов и поступков персонажей как внешнее выражение «футлярности» (приведите примеры).
б) Житейское благополучие и сытость; духовная успокоенность. Какие персонажи могли бы служить примером?
в) Погружение в обыденность, боязнь жизни и той меры ответственности, которой располагает человек. Кто из героев представлен подобным образом?
д) Возможно ли разрушение «футляра»? Есть ли в трилогии такие примеры? Существует ли оппозиция «футляру» и как она выражена в цикле?
II. Герои и проблемы «маленькой трилогии» в литературном контексте.
1. Чеховский Беликов в ряду персонажей Достоевского («Записки из подполья») и Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь», «Вяленая вобла»).
2. «Много ли человеку земли нужно?»: сопоставьте рассказ «Крыжовник» с рассказом Толстого «Много ли человеку земли нужно».
3. Как соотносится образ Алехина с типом «лишнего человека»?
III. Можно ли назвать «футлярными» героев таких произведений, как «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Дама с собачкой»? Объясните свою позицию.
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения