logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

Литература

Обязательная

  1. Чехов А.П. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Скучная история. Дуэль. Палата № 6. Черный монах. Учитель словесности. Дом с мезонином. Ионыч. Дама с собачкой. Примечания к текстам см. по изданию: Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М., 1977. Тт. 7–10.

  2. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

  3. Громов Михаил. Книга о Чехове. М., 1989.

  4. Овчарова П.И. Пушкин в литературной памяти Чехова // А.С. Пушкин и русская литература. Калинин, 1983.

Дополнительная

1. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.

2. Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. М., 1984 («Из повести “О любви”»).

Работая с чеховскими текстами, необходимо учитывать авторскую установку, высказанную в письме к А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.: «Вы смешиваете два понятия – решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника» (Письма. Т. 3. С. 46). Чехов сознательно избегает прямых авторских оценок, он подчеркнуто антитенденциозен. Современники не раз упрекали его в чрезмерной объективности и беспристрастности тона, отсутствии собственной позиции, не понимая, что своеобразие его поэтики заключается в особых формах выражения авторской интенции, создающих напряженность эмоциональной атмосферы произведений. Анализируя рассказы Чехова, обратите внимание на функцию пейзажа в его текстах.

Чехов в литературе продолжил линию, идущую от Салтыкова: главным объектом его внимания является «средний человек». Чехов, также возлагавший на интеллигенцию социальные надежды, по-своему продолжил и щедринское разоблачение героя-интеллигента. Он писал И.И. Орлову 22 февраля 1899 г.: «…вся интеллигенция виновата, вся <…> Пока это еще студентки и курсистки – это честный, хороший народ, это наша надежда, это будущее России, но стоит только студенткам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры» (Письма. Т. 8. С. 101).

Обратите внимание, что понятие «футляр», ставшее ключевым в произведениях Чехова, восходит к повести Достоевского «Записки из подполья», герой которой заявлял: «…моя квартира была мой особняк, моя скорлупа, мой футляр, в который я прятался от всего человечества…» (Достоевский Ф.М. Т. 5. С. 168).