Литература
Обязательная
Толстой Л.Н. Война и мир (примечания к тексту см. по изданию: Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1979–1981. Тт. IV–VII).
Толстой Л.Н. Несколько слов по поводу книги «Война и мир» // Там же. Т. VII.
Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой в русской критике. М., 1949.
Бочаров С. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.
Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
Дополнительная
Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы V и VI // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984.
Эйхенбаум Б.М. Пушкин и Толстой // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986.
Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967.
Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975 (Предисловие; Гл. 4).
Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
Говоря о поэтике романов Толстого, надо обратить внимание на принципиально монологическую позицию автора, отличную от диалогической позиции Достоевского (которая и позволила Бахтину назвать его роман полифоническим). Толстой в «Войне и мире» являет собой тип автора-демиурга, всезнающего, всеведущего, которому понятны и тончайшие движения человеческого духа, и перипетии судеб реальных и вымышленных персонажей, и общие законы, управляющие историей. В работе с текстом помогут вопросы и задания, содержащиеся в плане (см. пункт II).
Особое внимание надо уделить понятию «сопрягать», которое является ключевым для понимания идейной и поэтической структуры книги. Это понятие, по сути, определяет историософскую концепцию Толстого, который считал, что история есть «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества» и что движущей силой исторического процесса является «сумма людских произволов». Не случайно слово «мир» фигурирует в тексте романа и является составной частью его названия. Принцип сопряжения определяет и развитие сюжетных линий в романе, и его строение в целом (внимательно отнеситесь к вопросам и заданиям пункта III).
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения