№ 11. Роман ответов «Воскресение»
I. История создания романа. «Кневская повесть» как ядро замысла. В каком направлении происходило расширение первоначальной задачи?
II. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого.
1. Антитеза как основной композиционный прием (приведите примеры). Как контрастное изображение жизни способствует выявлению авторской интенции?
2. Человек в изображении позднего Толстого (борьба «духовного» и «животного» начал). Особенности толстовского понимания связи героя со средой: социальная детерминированность «животного» человека и ее преодоление «духовным» человеком:
а) Параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» в духовности. «Очень обычная история» падения героев. «Вера себе» как основа «духовной» жизни.
б) «Автопсихологический» герой Толстого в позднем варианте: сходство его с предшествующими героями и отличие от них.
в) Особенности психологизма позднего Толстого: преобладание констатации психологического состояния над изображением процессов внутренней жизни героев (приведите примеры и объясните).
г) «Животность» «праздного, роскошного мира» Корчагиных и им подобных.
д) Оппозиция «духовный» / «животный» в изображении революционеров и трактовке побудительных мотивов их деятельности.
3. Комментарий как средство непосредственного выражения авторской позиции. Дидактический, учительный тон повествования.
III. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого.
1. Анархизм Толстого: отрицание всякой социальной условности (см.: М.М. Бахтин):
а) Прием «остранения» как средство разоблачения всех социальных институтов – собственности, семьи, государства (суд, сенат, синод) и церкви.
б) Своеобразная реализация формулы «среда заела» в трактовке причин преступления (преступность как следствие неправильного жизнеустройства): «людоедство начинается <…> в министерствах и департаментах…».
в) «Нет в мире виноватых»: народ «за решеткой» (ср. с «Записками из Мертвого дома» Достоевского).
г) Значение образа «свободного старика» (анархическая модель жизнеустройства).
2. «Антиисторизм» Толстого (Б.М. Эйхенбаум) и его руссоистские истоки:
а) «Интродукция» романа; покажите, как ее мотивы впоследствии разрабатываются в тексте.
б) Крестьянство в романе: «народ вымирает» (сцены посещения Нехлюдовым своих имений). Можно ли назвать образ ребенка «в скуфеечке» символическим?
в) Противоестественность жизни города: Москва и Петербург как «искусственные отражения жизни».
3. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого:
а) Идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и в организации сюжета.
б) Преломление основных мотивов эпиграфа в духовных исканиях главного героя и в сюжетных линиях других персонажей.
в) Соотнесите эпиграф с финалом романа: последователен ли Толстой в выражении своих идей?
Литература
Обязательная
Толстой Л.Н. Воскресение.
Бахтин М.М. Предисловие («Воскресение Л.Н. Толстого) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
Кузина Л.Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991.
Дополнительная
Бердяев Н.А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1991. Август.
Маймин Е.А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение» // Творчество Л.Н. Толстого. М., 1959.
Обратите внимание на связь содержания романа с формой его воплощения: Толстой изображает действительность, основанную на социальных контрастах, на «кричащих» противоречиях, и поэтому контраст является основным принципом изображения жизни. Композиция произведения в целом и построение отдельных его сцен, способы обрисовки героев, их жизненные истории и отдельные факты биографии призваны выявить основную оппозицию: мнимый «большой свет» дворянства / «подлинно большой свет» (le vrai grand monde) народа.
Толстой отвергает все общественные установления: частную собственность, бюрократический государственный аппарат, суд, семью, церковь – те столпы, на которых держится современное общество. Показательна галерея типов государственных сановников – «мертвых душ», изображенных сатирически: граф Чарский, сенатор Вольф, барон Кригсмут, обер-прокурор синода Топоров (Ч. II. Гл. 15, 16, 19, 27). Автор «Воскресения» продолжает традиции Гоголя, показавшего в повести «Шинель», как чиновничья служба уродует человека, превращая его в бездушный винтик государственной машины. Толстой заявляет: «…Большей частью кроткие, добрые люди сделались злыми только потому, что они служат» (Ч. II. Гл. 40). Предельно заостряя и доводя до логического завершения мысль о неправильном государственном устройстве как основе общих и частных бед, Толстой пишет: «Нехлюдов видел, что людоедство начинается не в тайге, а в министерствах, комитетах и департаментах и заканчивается только в тайге…» (Ч. III. Гл. 19).
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения