logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 11. Роман ответов «Воскресение»

I. История создания романа. «Кневская повесть» как ядро замысла. В каком направлении происходило расширение первоначальной задачи?

II. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого.

1. Антитеза как основной композиционный прием (приведите примеры). Как контрастное изображение жизни способствует выявлению авторской интенции?

2. Человек в изображении позднего Толстого (борьба «духовного» и «животного» начал). Особенности толстовского понимания связи героя со средой: социальная детерминированность «животного» человека и ее преодоление «духовным» человеком:

а) Параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» в духовности. «Очень обычная история» падения героев. «Вера себе» как основа «духовной» жизни.

б) «Автопсихологический» герой Толстого в позднем варианте: сходство его с предшествующими героями и отличие от них.

в) Особенности психологизма позднего Толстого: преобладание констатации психологического состояния над изображением процессов внутренней жизни героев (приведите примеры и объясните).

г) «Животность» «праздного, роскошного мира» Корчагиных и им подобных.

д) Оппозиция «духовный» / «животный» в изображении революционеров и трактовке побудительных мотивов их деятельности.

3. Комментарий как средство непосредственного выражения авторской позиции. Дидактический, учительный тон повествования.

III. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого.

1. Анархизм Толстого: отрицание всякой социальной условности (см.: М.М. Бахтин):

а) Прием «остранения» как средство разоблачения всех социальных институтов – собственности, семьи, государства (суд, сенат, синод) и церкви.

б) Своеобразная реализация формулы «среда заела» в трактовке причин преступления (преступность как следствие неправильного жизнеустройства): «людоедство начинается <…> в министерствах и департаментах…».

в) «Нет в мире виноватых»: народ «за решеткой» (ср. с «Записками из Мертвого дома» Достоевского).

г) Значение образа «свободного старика» (анархическая модель жизнеустройства).

2. «Антиисторизм» Толстого (Б.М. Эйхенбаум) и его руссоистские истоки:

а) «Интродукция» романа; покажите, как ее мотивы впоследствии разрабатываются в тексте.

б) Крестьянство в романе: «народ вымирает» (сцены посещения Нехлюдовым своих имений). Можно ли назвать образ ребенка «в скуфеечке» символическим?

в) Противоестественность жизни города: Москва и Петербург как «искусственные отражения жизни».

3. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого:

а) Идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и в организации сюжета.

б) Преломление основных мотивов эпиграфа в духовных исканиях главного героя и в сюжетных линиях других персонажей.

в) Соотнесите эпиграф с финалом романа: последователен ли Толстой в выражении своих идей?

Литература

Обязательная

  1. Толстой Л.Н. Воскресение.

  2. Бахтин М.М. Предисловие («Воскресение Л.Н. Толстого) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

  3. Кузина Л.Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991.

Дополнительная

  1. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1991. Август.

  2. Маймин Е.А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение» // Творчество Л.Н. Толстого. М., 1959.

Обратите внимание на связь содержания романа с формой его воплощения: Толстой изображает действительность, основанную на социальных контрастах, на «кричащих» противоречиях, и поэтому контраст является основным принципом изображения жизни. Композиция произведения в целом и построение отдельных его сцен, способы обрисовки героев, их жизненные истории и отдельные факты биографии призваны выявить основную оппозицию: мнимый «большой свет» дворянства / «подлинно большой свет» (le vrai grand monde) народа.

Толстой отвергает все общественные установления: частную собственность, бюрократический государственный аппарат, суд, семью, церковь – те столпы, на которых держится современное общество. Показательна галерея типов государственных сановников – «мертвых душ», изображенных сатирически: граф Чарский, сенатор Вольф, барон Кригсмут, обер-прокурор синода Топоров (Ч. II. Гл. 15, 16, 19, 27). Автор «Воскресения» продолжает традиции Гоголя, показавшего в повести «Шинель», как чиновничья служба уродует человека, превращая его в бездушный винтик государственной машины. Толстой заявляет: «…Большей частью кроткие, добрые люди сделались злыми только потому, что они служат» (Ч. II. Гл. 40). Предельно заостряя и доводя до логического завершения мысль о неправильном государственном устройстве как основе общих и частных бед, Толстой пишет: «Нехлюдов видел, что людоедство начинается не в тайге, а в министерствах, комитетах и департаментах и заканчивается только в тайге…» (Ч. III. Гл. 19).