logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

Литература по творчеству н.С. Лескова

  1. Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л., 1986.

  2. Лесков и русская литература. М., 1988 (Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С. Лескова; Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова).

  3. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983.

  4. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.

  5. Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988 (Ч. III).

  6. Лесков Андрей. Жизнь Николая Лескова: В 2 т. М., 1984.

9. «Война и мир» как роман «большого дыхания»1

I. Из истории создания романа.

1. От «Декабристов» к «Войне и миру»: как объяснял сам Толстой эволюцию замысла?

2. Как и почему Толстой пытался «перекроить» написанный роман? Статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» как авторский метатекст (отнеситесь внимательно ко всем пунктам объяснения Толстого с читателями).

II. Особенности построения повествования: автор как демиург.

1. Всеведение автора о событиях, их тайных мотивах и явных причинах:

а) Покажите, что компетенция автора распространяется на все события жизни персонажей (продемонстрируйте это на конкретных примерах).

б) Особенности изображения исторических событий, выявление их подоплеки. Какие сражения показаны в романе? «Скрытый (latent) патриотизм» как основная причина победы русских в 1812 году. Приведите эпизоды, которые наиболее ярко свидетельствуют об этом. Проанализируйте, как показано поведение на войне отдельных героев и разных групп персонажей. Можно ли сказать, что в изображении военных событий проявляется «мысль народная»?

2. Всеведение автора о персонажах: изображение человека в форме «он»:

а) Дифференцированность приемов изображения главных и второстепенных героев. Второстепенные персонажи как социальные типы (аргументируйте).

б) Прием «овеществления» в показе отрицательных персонажей (проанализируйте несколько примеров). Сатирическая функция детали в создании отрицательных персонажей (приведите примеры).

в) Главные герои романа как личности. Покажите, что при создании образов главных героев Толстой использует разные формы психологического анализа, в том числе психологическую деталь и прием, обозначаемый как «диалектика души» (Чернышевский). Оппозиция «делать»/«жить» как доминантная в структуре образов персонажей:

– «желание славы» князем Андреем и этапы его преодоления. Почему кумирами Болконского становятся такие исторические личности, как Наполеон и Сперанский? Какие черты свойственны Болконскому как герою своего времени? Что означает его мысль: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю»? (найдите этот фрагмент). В чем состояло предсмертное прозрение героя?

– категории «делать» и «жить» в эволюции Пьера Безухова. Можно ли считать его антиподом князя Андрея? Так ли существенная роль Платона Каратаева в нравственных исканиях Пьера, как об этом принято говорить? Объясните отношение автора к Пьеру в эпилоге;

– почему Наташа Ростова так явно предпочтена автором Соне и княжне Марье? (покажите это на конкретных примерах). Проанализируйте особенности изображения Наташи и Сони в сценах домашней жизни (какие эпизоды наиболее интересны в этом смысле?). Применимо ли, с вашей точки зрения, к характеру и поведению Наташи понятие «естественного эгоизма»? Чем похожи и чем отличаются друг от друга Наташа и княжна Марья? Есть ли в романе эпизоды, в которых княжна Марья своим поведением напоминает Наташу? Кого из героинь романа можно характеризовать с помощью категорий «делать» и «жить»? Что такое «настоящая женщина» в понимании Толстого?

– к какой категории персонажей (положительным или отрицательным) следует, на ваш взгляд, отнести Николая Ростова и Долохова? (аргументируйте).

3. Историософская концепция романа как объяснение глобальных закономерностей человеческого бытия:

а) Каково толстовское отношение к вопросу о соотношении в истории «свободы» и «необходимости»? Можно ли считать, что в структуре романа эти категории коррелятивны понятиям «делать» («свобода») и «жить» («необходимость»)? – аргументируйте.

б) Как решается Толстым вопрос о роли личности в истории? Можно ли сказать, что в образах исторических деятелей реализуется принцип: «все люди – люди, а не герои»? В чем Толстой видел разницу между историком и художником в трактовке исторических персонажей? Можно ли говорить о последовательном воплощении декларированных эстетических принципов в романе?

в) Трактовка Толстым причины и цели в истории. Какое из двух утверждений представляется вам более справедливым:

– в своем понимании истории Толстой был фаталистом;

– Толстой не фаталист, он толкует историю с позиций закона «ретроспективной целесообразности» (объясните свою позицию).

III. «Сопряжение» как основной композиционный принцип.

1. Проанализируйте контекст, в котором возникает понятие «сопрягать». Найдите в тексте романа синонимичные ему понятия.

2. Принцип «сопряжения» в движении сюжета. Почему Толстой считал «узлом романа» увлечение Наташи Анатолием Курагиным?

3. Принцип «сопряжения» в обрисовке персонажей. «Дворянские гнезда» в романе Толстого: герои как носители родовых начал:

а) Кто из персонажей и в каких ситуациях дает следующие определения: «дурацкая ваша порода ростовская»; «подлая, бессердечная порода» курагинская?

б) Какова определяющая черта породы Болконских? Можно ли сказать, что сын князя Андрея повторяет его путь?

4. Принцип «сопряжения» в построении историософской концепции (см.: пункт II, 3).

5. Принцип «сопряжения» в архитектонике романа:

а) «Панорамность» охвата изображаемых событий.

б) Соединение сюжетных глав и историософских глав (отступлений). Какова закономерность распределения в тексте историософских отступлений? Нужны ли они в таком обилии, с вашей точки зрения?

IV. Проблема жанра «Войны и мира».

1. Трактовка жанра «Войны и мира» в критике и литературоведении. Как появилось определение «роман-эпопея»? (см.: Н.Н. Страхов, А.В. Чичерин).

2. Проблема жанра в творческом сознании Толстого («Несколько слов по поводу книги «Война и мир»). Что означает толстовское определение жанра: «книга»?