logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

Литература

Обязательная

  1. Толстой Л.Н. Анна Каренина.

  2. Леонтьев К. Анализ, стиль и веяние: О романах гр. Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1988. № 12; 1989. № 1.

  3. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974 (Ч. III).

  4. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.

Дополнительная

  1. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957.

  2. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963 (Гл. 4).

«Анна Каренина» – одно из интереснейших произведений Толстого в гендерном отношении, в том числе и потому, что, уделяя в тексте почти в равной мере внимание Левину и Анне, писатель все-таки организует повествование вокруг героини и называет роман ее именем. Обратите внимание на два фрагмента в тексте романа. Во-первых, на слова Стивы Облонского, произнесенные в разговоре с Левиным: «…женщины – это винт, на котором все вертится» (Ч. I. Гл. XI). Так провинившийся муж объясняет причины своей семейной драмы, нарушение мира и спокойствия, царившего прежде в его семье. И речь в данном случае идет не только о том, что Степан Аркадьевич не может устоять перед женскими прелестями, но и о том, что Долли слишком болезненно воспринимает измену мужа: «женщины» – это не только соблазнительная Клара, но и утратившая с годами право на привязанность Стивы его жена. Они определяют содержание жизни, составляя ее счастье или, напротив, превращая в сплошную муку, словом, являются основополагающим началом бытия. С репликой Стивы соотносится предсмертная мысль Анны, болезненно устанавливающей для себя, как ей кажется, истину своих отношений с Вронским: «Мы жизнью расходимся, и я делаю его несчастье, он мое, и переделать ни его, ни меня нельзя. Все попытки были сделаны, винт свинтился» (Ч. VII. Гл. XXX). Снова возникает образ винта, причем «свинтившегося», и это не только характеризует разладившиеся отношения Анны и Вронского, но передает состояние Анны, утратившей веру в жизнь. «Свинтившийся винт», метафорически связанный с образом женщины, становится символом разрушения жизни – тем самым утверждается мысль о женщине как первооснове бытия. В этой связи надо учитывать и размышления Левина, наблюдающего свою жену и Агафью Михайловну рядом с умирающим братом Николаем: «Обе несомненно знали, что такое была жизнь и что такое была смерть, и хотя никак не могли ответить и не поняли бы даже тех вопросов, которые представлялись Левину, обе не сомневались в значении этого явления и совершенно одинаково, не только между собой, но разделяя этот взгляд с миллионами людей, смотрели на это» (Ч. V. Гл. ХIХ). В этом смысле им противопоставлена Анна, которая, вопреки «животной» женской мудрости, добровольно уходит из жизни. Толстовский концепт женственности в целом отвечает общим представлениям его эпохи, но в связи с органически присущим писателю интересом к «стихийно-животной» жизни (Д. Мережковский) в обрисовке женских персонажей особенно артикулируется их материально-природная сущность.