Литература
Обязательная
Толстой Л.Н. Анна Каренина.
Леонтьев К. Анализ, стиль и веяние: О романах гр. Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1988. № 12; 1989. № 1.
Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974 (Ч. III).
Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
Дополнительная
Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957.
Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963 (Гл. 4).
«Анна Каренина» – одно из интереснейших произведений Толстого в гендерном отношении, в том числе и потому, что, уделяя в тексте почти в равной мере внимание Левину и Анне, писатель все-таки организует повествование вокруг героини и называет роман ее именем. Обратите внимание на два фрагмента в тексте романа. Во-первых, на слова Стивы Облонского, произнесенные в разговоре с Левиным: «…женщины – это винт, на котором все вертится» (Ч. I. Гл. XI). Так провинившийся муж объясняет причины своей семейной драмы, нарушение мира и спокойствия, царившего прежде в его семье. И речь в данном случае идет не только о том, что Степан Аркадьевич не может устоять перед женскими прелестями, но и о том, что Долли слишком болезненно воспринимает измену мужа: «женщины» – это не только соблазнительная Клара, но и утратившая с годами право на привязанность Стивы его жена. Они определяют содержание жизни, составляя ее счастье или, напротив, превращая в сплошную муку, словом, являются основополагающим началом бытия. С репликой Стивы соотносится предсмертная мысль Анны, болезненно устанавливающей для себя, как ей кажется, истину своих отношений с Вронским: «Мы жизнью расходимся, и я делаю его несчастье, он мое, и переделать ни его, ни меня нельзя. Все попытки были сделаны, винт свинтился» (Ч. VII. Гл. XXX). Снова возникает образ винта, причем «свинтившегося», и это не только характеризует разладившиеся отношения Анны и Вронского, но передает состояние Анны, утратившей веру в жизнь. «Свинтившийся винт», метафорически связанный с образом женщины, становится символом разрушения жизни – тем самым утверждается мысль о женщине как первооснове бытия. В этой связи надо учитывать и размышления Левина, наблюдающего свою жену и Агафью Михайловну рядом с умирающим братом Николаем: «Обе несомненно знали, что такое была жизнь и что такое была смерть, и хотя никак не могли ответить и не поняли бы даже тех вопросов, которые представлялись Левину, обе не сомневались в значении этого явления и совершенно одинаково, не только между собой, но разделяя этот взгляд с миллионами людей, смотрели на это» (Ч. V. Гл. ХIХ). В этом смысле им противопоставлена Анна, которая, вопреки «животной» женской мудрости, добровольно уходит из жизни. Толстовский концепт женственности в целом отвечает общим представлениям его эпохи, но в связи с органически присущим писателю интересом к «стихийно-животной» жизни (Д. Мережковский) в обрисовке женских персонажей особенно артикулируется их материально-природная сущность.
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения