logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. История создания романа. Соединение в «Преступлении и наказании» двух самостоятельных замыслов (роман «Пьяненькие» и «психологический отчет одного преступления»).

II. «Преступление и наказание» как роман шестидесятых годов: исторический контекст и текст романа.

1. Изображение в романе социальных явлений и процессов середины 1860-х гг.:

а) «Фантастический» Петербург как действующее лицо романа. Обратите внимание и покажите специфику пейзажа, интерьера, цветовой символики.

б) Социальные типы, выведенные в романе: бедный студент-разночинец, мелкий чиновник… (продолжите этот ряд).

в) Судьбы «униженных и оскорбленных» в изображении Достоевского. Вспомните не только о главных героях, но и лицах эпизодических. Какие сцены особенно значимы в этом смысле?

г) Социальные проблемы, обсуждаемые в романе. Почему возникает вопрос о преступности среди «образованных классов»?

2. Исторические «прототипы» идеи Раскольникова:

а) Идеи социал-дарвинизма (социальное истолкование теории происхождения видов Ч. Дарвина); идея сильной личности, утверждение имморализма и индивидуализма (книги М. Штирнера «Единственный и его достояние» и Наполеона III «Жизнь Цезаря»).

б) Идеи и образы романа Чернышевского «Что делать?».

Ш. Смерть и воскресение Раскольникова. Принцип индетерминизма

в изображении человека (герой Достоевского как человек «метафизический»).

1. Раскольников как тип «нового человека». Можно ли сказать, что его литературными предшественниками являются герои романа «Отцы и дети» и «Что делать?». Теория среды как одно из возможных объяснений преступления Раскольникова. Найдите в тексте обсуждение теории среды, прочитайте и объясните эту сцену. Каково отношение Достоевского к теории среды? Почему в романе представлена множественность мотивировок преступления Раскольникова? Можно ли объяснить это отказом автора от принципа социального детерминизма в изображении человека? Мистическое истолкование самим Раскольниковым власти теории над ним («чары, колдовство, обаяние <…> наваждение» – подтвердите примерами).

2. «Двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов как два варианта реализации идеи вседозволенности (найдите в тексте и прочитайте изложений теорий Лужина и Свидригайлова). Почему Достоевский не находит смягчающих красок для Лужина? «Подпольный» Свидригайлов: что такое «широкость» человеческой натуры в истолковании этого персонажа? Воплощение в образе Свидригайлова принципа «развеществления» человека (Бахтин).

3. Средства и приемы создания ситуации «смерти» Раскольникова:

а) Длительное беспамятство героя после убийства; комната-«гроб» как один из хронотопических лейтмотивов.

б) Ощущение героем своей чуждости родным и всему окружающему миру (найдите подтверждения в тексте).

в) Смерть других персонажей: каких именно? Можно ли говорить о карнавальном характере соответствующих эпизодов?

г) Многозначность и символический смысл снов Раскольникова. Сколько их в романе? Проанализируйте все сны героя.

4. Возвращение Раскольникова к жизни по мере его обращения к Богу:

а) Тема второго пришествия в исповеди Мармеладова (обратите внимание на реакцию Раскольникова).

б) сюжето- и смыслообразующая роль в романе евангельской легенды о воскресении Лазаря. Прочитайте в Евангелии от Иоанна главу 11. Найдите в тексте романа три упоминания легенды о воскресении Лазаря (первая беседа Раскольникова с Порфирием Петровичем; первое посещение Раскольниковым Сони; финал романа); объясните их.

  1. Оппоненты Раскольникова и их роль в его воскресении. Справедлива ли мысль М.М. Бахтина о полифоническом строении романов Достоевского?

а) Разумихин как антипод Раскольникова. Покажите, в чем сходство этого персонажа с героем Чернышевского Рахметовым. Понятно ли отношение Достоевского к своему герою?

б) Порфирий Петрович как носитель идеи доверия жизни (найдите в тексте соответствующие фрагменты). Почему сам герой называет себя человеком «поконченным»?

в) Какова функция образа Сони? Почему именно ее «выбирает» Раскольников? Как вы считаете, почему носителем высшей правды Достоевский делает «блудницу»? Как соотносятся в романе образы Сони и Миколки? Можно ли сравнивать эту героиню с героиней повести «Записки из подполья» Лизой?

Литература

Обязательная

  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1973. Т. 7).

  2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 2, 4).

  3. Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Энгельгардт Б.М. Избранные труды. СПб., 1995.

  4. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Л., 1979.

Дополнительная

1. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». М., 1986 (Ч.1. Образы и проблематика).

2. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М., 1979 (Ч. III. Цвет).

Для понимания перерождения, к которому Достоевский стремится привести своего героя, важно учитывать письмо писателя к Наталии Дмитриевне Фонвизиной (жене декабриста), которая была одной из тех, кто встретил сосланных петрашевцев в Тобольске, по дороге на каторгу. Фонвизина подарила Достоевскому Евангелие, которое он берег в остроге и впоследствии свято хранил всю жизнь. В 1854 г., еще находясь в ссылке, Достоевский писал Н.Д. Фонвизиной: «Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных <…> я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпа<ти>чнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа <…> Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» (Т. 28-1. С. 176). Это признание Достоевского помогает лучше понять ту остроту постановки вопроса о «существовании Божием», которая свойственна всем его произведениям послекаторжного периода.

В «Преступлении и наказании» внутренний, символический пласт романа создается трижды упоминаемой легендой о воскресении Лазаря. Дополнительными сигналами предстоящего воскресения Раскольникова могут служить слова Порфирия Петровича, обращенные к нему: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, – если только веру иль Бога найдет» (Ч. VI. Гл. 2). Эта характеристика корреспондирует с отзывом Свидригайлова о Дунечке: «Она, без сомнения, была бы одной из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами» (Ч. VI. Гл. 4). Таким образом, оба персонажа уподобляются святым мученикам за веру первых веков христианства. Это является не только предвестием грядущего перерождения Раскольникова, но и знàком тех мучительных испытаний, которые неизбежны на этом пути.