logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

  1. История создания романа: от очерка «Семейный суд» (цикл «Благонамеренные речи») к головлевской хронике. Салтыков-Щедрин об идее романа в письме к Е.И. Утину от 2 января 1881 г. Проблема прототипичности щедринских персонажей.

  2. Роман «Господа Головлевы» как «история умертвий».

1. «Дворянское гнездо» Головлевых–«другой» взгляд на дворянскую культуру (ср. «дворянские гнезда» в произведениях Тургенева и Толстого). Семья как «призрак»: искажение основных жизненных ценностей в головлевском жизнеустройстве. Существование, погруженное в «тину мелочей».

2. Герои и обстоятельства: социально-психологический анализ как способ изображения «выморочного» семейства. Можно ли сказать, что Салтыков показывает извращающее влияние крепостного права на человеческую натуру? Приведите наиболее яркие примеры, подтверждающие, что матери принадлежит определяющая роль в формировании характеров детей. Плоды головлевского воспитания: шут и приживальщик Степан; человек без поступков Павел; «комедиант» и пакостник Иудушка. Судьба Арины Петровны как естественное следствие выбранного ею пути.

3. «Подведение итогов» как основной композиционный прием. Сходство жизненного финала членов головлевского семейства: одиночество, погружение в «фантастическую действительность», нравственная деградация (запой), предшествующая физической смерти.

4. Слово автора и слово героя в романе:

а) Характер персонажей и их речь (обратите особенное внимание на речь Арины Петровны и Иудушки). Разнообразие словоформ и лексических оборотов, создающих представление о речи Иудушки: «растабарывает», «притесняет своей безнадежной канителью» (продолжите этот ряд).

б) Выражение «двойной» морали в слове героев: «высокое» и «низкое» именование одного и того же явления. «Афоризмы» Иудушки (приведите примеры).

в) Несобственно-прямая речь как средство выражения авторской иронии. Авторские комментарии к слову персонажей.

г) Особенности диалогов в романе: разъединяющее общение (проанализируйте одну из семейных сцен).

III. Библейское слово в структуре романа.

1. Притча о блудном сыне–сюжетообразующий и смысловой стержень романа. Приведите подтверждения того, что эта притча существует в сознании персонажей романа. Покажите, как она реализуется в сюжете (возвращение Степки… – продолжите).

2. Мотив предательства в романе. Предательство как основа жизненного поведения персонажей. Проанализируйте отношение Арины Петровны к детям. Можно ли сказать, что жизненный путь Иудушки – это цепь предательств?

3. Религия как обрядовая форма существования щедринских персонажей. «Идолопоклонничество» Арины Петровны и Иудушки. Слово «Бог» в устах персонажей как способ ухода от ответственности. «Богословские» собеседования в романе (проанализируйте соответствующие эпизоды).

4. Пробуждение «одичалой совести». Убедительно ли выглядит, по вашему мнению, запоздалое прозрение Иудушки? Можно ли рассматривать кончину Порфирия Головлева как вариант притчи о блудном сыне?

Литература

Обязательная

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.

  2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1976. Т. 19-1 (письмо к Е.И. Утину от 2 января 1881 г.).

  3. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

  4. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

  5. Кривонос В.Ш. Архетипические образы и мотивы в романе Салтыкова «Господа Головлевы» // Щедринский сборник: Статьи. Публикации. Библиография. Тверь, 2001.

Дополнительная

  1. Бушмин А.С. Эволюции сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

  2. Кузнецова Р.Д. Особенности синтаксиса романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин, 1989.

«Господа Головлевы» представляют собой один из образцов «общественного романа», за который ратовал в 1870-е гг. Салтыков, обеспокоенный чрезмерным интересом современной литературы к любовным перипетиям («разрабатывали любовные способности человека, насколько хватало у них сил». – Т. 6. С. 182). Озабоченность писателя становится понятна, если вспомнить, что на эти годы приходится развитие «экспериментального» романа Э. Золя и его последователей. В поэтике натурализма важную роль играл принцип биологического детерминизма, и это увлечение телом не могло вызывать сочувствия Салтыкова, видевшего сходные процессы в русской литературе. Справедлива мысль В.В. Гиппиуса о том, что «общественный» роман можно рассматривать как своего рода альтернативу «экспериментальному» роману, которому он противоположен по своему стремлению к «свободному исследованию» того, как соотносится человек с современным социальным пространством. Называвший себя «летописцем минуты», писатель утверждал, что на первом месте в романе должны стоять вопросы общественные, причем необходимо разрабатывать материал сегодняшний, текущий, не имеющий еще примеров и образцов его художественного осмысления (рецензия 1871 г. на книгу С. Максимова «Лесная глушь». – Т. 9. С. 439–440). Одним из таких общественных вопросов в России после отмены крепостного права был вопрос о социальных последствиях реформы. Но Салтыков в «Господах Головлевых», в социальном смысле оставаясь на почве до- и пореформенной российской действительности, пишет, как это и свойственно большому художнику, о самих основах человеческого бытия, показывая, как их искажение ведет к разрушению и уничтожению человеческой личности. Поэтому следует говорить о том, что в собственной художественной практике писатель оказывался гораздо масштабнее и крупнее, чем о том могли бы свидетельствовать его эстетические декларации, и его произведения значительно превосходили те злободневные требования, которые он предъявлял к современной литературе.