№ 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
I. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги эпохи «великих реформ». Пушкинские прозаические наброски в истории создания толстовского романа.
II. «Запах и звук» эпохи 1870-х гг. в романе Толстого («все <…> переворотилось»).
1. Герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии, разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства.
2. Отголоски в романе культурной и умственной жизни 1870-х гг. (приведите соответствующие примеры).
III. «Мысль семейная» в «Анне Карениной» («все смешалось»).
1. Роль экспозиции в архитектонике романа. Герои романа как носители «мысли семейной». Есть ли в романе «счастливые» семьи? (аргументируйте). «Несчастливые» семьи в романе: причины и следствия семейных драм. Следует ли Толстой принципу социального детерминизма в изображении героев?
2. Особенности архитектоники романа. Что означают слова Толстого: «Своды сведены так, что замкá не увидишь»? Покажите, что сюжетные линии в романе взаимодополняемы, найдите соответствия между сюжетными линиями Анны и Левина, покажите их параллелизм. Можно ли говорить о психологической соотнесенности персонажей?
3. Справедливо ли утверждение Д.С. Мережковского, что Толстой – «тайновидец плоти»? Покажите, что «живая жизнь» – главная стихия толстовского романа. Будни и праздники «средне-высшего культурного слоя» (Достоевский) в изображении Толстого. Рождение и смерть как высшие проявления «живой жизни».
IV. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий («винт свинтился»).
1. «Каренина, или Похождения заблудшей овечки…» (А. Фет):
а) Композиционная роль символов в романе. Судьба Анны Карениной как исполнение намеченного пророчества.
б) Героиня Толстого в свете традиций английского семейного и французского «адюльтерного» романов (соотнесите с известными вам литературными образцами). Обратите внимание на круг чтения героев, в особенности на те книги, которые читают Анна и Вронский. Неосуществленность семейной идиллии Анны в браке с Карениным и в отношениях с Вронским;
в) Любовь-страсть как разрушительная стихия. Характерологическая и символическая функция «физиологических» деталей в портретах Анны и Вронского (приведите примеры). «Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе Толстого. «Поток сознания» как художественное открытие Толстого. Есть ли в этом романе изображение «диалектики души»?
г) Анна среди других женских персонажей романа. Как сюжетно и идеологически соотносится эта героиня с женщинами из семьи Щербацких?
д) Смысл эпиграфа и его художественная реализация в сюжете: покажите, что мотив «суда» (осуждения) постоянно присутствует в речах персонажей и их поведении (приведите примеры).
2. «…Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет):
а) Левин в ряду «автопсихологических» героев Толстого (восстановите этот ряд). Поиски «общего смысла жизни» как основная структурная особенность «автопсихологического» героя. Оппозиция «думать» / «жить» в духовных исканиях Левина. Крестьянская жизнь и крестьянские типы в романе; их значение в жизни Левина. Трагическое переживание героем религиозного кризиса.
б) Персонажи романа в кругозоре Левина. Каково восприятие Левиным Анны? Совпадает ли он в этом отношении с Толстым?
в) Как вы считаете, не логичнее было бы назвать роман «Константин Левин»?
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения