logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 10. Роман вопросов «Анна Каренина»

I. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги эпохи «великих реформ». Пушкинские прозаические наброски в истории создания толстовского романа.

II. «Запах и звук» эпохи 1870-х гг. в романе Толстого («все <…> переворотилось»).

1. Герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии, разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства.

2. Отголоски в романе культурной и умственной жизни 1870-х гг. (приведите соответствующие примеры).

III. «Мысль семейная» в «Анне Карениной» («все смешалось»).

1. Роль экспозиции в архитектонике романа. Герои романа как носители «мысли семейной». Есть ли в романе «счастливые» семьи? (аргументируйте). «Несчастливые» семьи в романе: причины и следствия семейных драм. Следует ли Толстой принципу социального детерминизма в изображении героев?

2. Особенности архитектоники романа. Что означают слова Толстого: «Своды сведены так, что замкá не увидишь»? Покажите, что сюжетные линии в романе взаимодополняемы, найдите соответствия между сюжетными линиями Анны и Левина, покажите их параллелизм. Можно ли говорить о психологической соотнесенности персонажей?

3. Справедливо ли утверждение Д.С. Мережковского, что Толстой – «тайновидец плоти»? Покажите, что «живая жизнь» – главная стихия толстовского романа. Будни и праздники «средне-высшего культурного слоя» (Достоевский) в изображении Толстого. Рождение и смерть как высшие проявления «живой жизни».

IV. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий («винт свинтился»).

1. «Каренина, или Похождения заблудшей овечки…» (А. Фет):

а) Композиционная роль символов в романе. Судьба Анны Карениной как исполнение намеченного пророчества.

б) Героиня Толстого в свете традиций английского семейного и французского «адюльтерного» романов (соотнесите с известными вам литературными образцами). Обратите внимание на круг чтения героев, в особенности на те книги, которые читают Анна и Вронский. Неосуществленность семейной идиллии Анны в браке с Карениным и в отношениях с Вронским;

в) Любовь-страсть как разрушительная стихия. Характерологическая и символическая функция «физиологических» деталей в портретах Анны и Вронского (приведите примеры). «Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе Толстого. «Поток сознания» как художественное открытие Толстого. Есть ли в этом романе изображение «диалектики души»?

г) Анна среди других женских персонажей романа. Как сюжетно и идеологически соотносится эта героиня с женщинами из семьи Щербацких?

д) Смысл эпиграфа и его художественная реализация в сюжете: покажите, что мотив «суда» (осуждения) постоянно присутствует в речах персонажей и их поведении (приведите примеры).

2. «…Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет):

а) Левин в ряду «автопсихологических» героев Толстого (восстановите этот ряд). Поиски «общего смысла жизни» как основная структурная особенность «автопсихологического» героя. Оппозиция «думать» / «жить» в духовных исканиях Левина. Крестьянская жизнь и крестьянские типы в романе; их значение в жизни Левина. Трагическое переживание героем религиозного кризиса.

б) Персонажи романа в кругозоре Левина. Каково восприятие Левиным Анны? Совпадает ли он в этом отношении с Толстым?

в) Как вы считаете, не логичнее было бы назвать роман «Константин Левин»?