logo
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

  1. Из истории создания романа. Фрагментарное осуществление в «Братьях Карамазовых» замысла «Жития великого грешника».

II. «Отсутствие внутренней сдерживающей нормы» (В.В. Розанов), «земляная карамазовская сила» – родовая черта «случайного семейства».

1. «Жестокое сладострастие» и вседозволенность – определяющие черты облика Федора Карамазова (подтвердите текстом). Можно ли считать фамилию «Карамазов» говорящей? Кто из персонажей романа раскрывает ее этимологию?

2. Дмитрий Федорович как воплощение «безудержья карамазовского» (приведите соответствующие примеры). Почему Митя предпочитает Грушеньку Катерине Ивановне?

3. Федор Павлович Карамазов и Павел Федорович Смердяков: в чем выражается их лакейская сущность? Обратите внимание на корреляцию имен этих персонажей. Чем можно объяснить ее?

4. Справедливо ли утверждение, что Иван и его отец – это «одна душа»? Кому из персонажей романа принадлежит эта мысль? Подтвердите или опровергните ее. Роль любовной коллизии в создании образа Ивана Федоровича.

5. Какие родовые карамазовские черты подозревает в себе Алеша? Обратите внимание на реплику Ракитина о семействе Карамазовых: «сладострастие до воспаления доведено» (14, 74). Справедливо ли это по отношению к Алеше? Какова функция в романе образа Лизы Хохлаковой?

III. Герои Достоевского в диалоге с миром и самими собой: вопрос о «существовании Божием» как главная нравственно-философская проблема романа.

1. «Между верой и безверием»: герой-идеолог Иван Карамазов и его «двойники»:

а) Теодицея (что значит это слово?) Ивана Карамазова – бунт «эвклидовского» ума («Я не Бога не принимаю <…> я мира, им созданного <…> не принимаю…». – Ч.II. Кн.V. Гл. III, IV).

б) Мучительность для самого Ивана убеждения, что «нет добродетели, если нет бессмертия» (14, 65). «Поэма» о Великом инквизиторе как нравственно-философский центр романа. Перечитайте евангельскую притчу об искушении Христа дьяволом (Евангелие от Матфея. IV, 1–11). Можно ли назвать Великого инквизитора «двойником» Ивана? Сравните идею Великого инквизитора о немногих избранных с теорией Раскольникова. Как в легенде о Великом инквизиторе выразилось негативное отношение Достоевского к католицизму?

в) «Главный убивец» и «слуга Личарда»: почему именно так распределяет Смердяков степень вины между Иваном и собой?

г) «Я одной с тобой философии»: черт как «двойник» Ивана Карамазова.

2. Между «идеалом Мадонны» и «идеалом Содомским»: Дмитрий Карамазов на грани «добра» и «зла». «Шиллеровская» восторженность героя и очарованность красотой. Взлеты и падения Дмитрия Федоровича на пути к истине (приведите соответствующие примеры). Почему Достоевский именно этого героя приводит к идее страдания-очищения?

3.Между святостью и «смущением»: Алексей как несостоявшийся главный герой «Братьев Карамазовых». Как проявляется в тексте намерение автора сделать Алексея Федоровича главным героем романа? Сюжетно-композиционная и идеологическая функция этого персонажа. Житийные источники образа Алексея Карамазова («Житие Алексея, человека Божия»). Можно ли говорить о сходстве Алеши с князем Мышкиным? (обратите внимание на такие характеристики, как «ранний человеколюбец», «вроде как бы юродивый», «младенец»).

IV. Художественная реализация в романе «русской идеи» Достоевского.

1. Негативная интенция в изображении «беспочвенных» героев и идей. Полемика Достоевского с современным либерализмом: «европеец» Миусов, «семинарист-карьерист» Ракитин, «беспристрастные» судебные деятели.

2. Какова функция в романе образа старца Зосимы? Почвеннические идеи Достоевского – «прототипы» мыслей Зосимы о «деятельной любви» как основе человеческой жизни и о мессианской роли русского народа-«богоносца». Почему старец завещает Алеше жить «в миру»? Найдите в речах старца евангельские цитаты, использованные в эпиграфе (см.: Евангелие от Иоанна. 12, 24), и объясните их смысл.

3. Символическая роль в романе образов детей. Традиция общения учителя и учеников (Христос и апостолы / старец и Алеша / Алеша и мальчики) как основа духовного единения людей – в противовес «случайному семейству». Какова функция в романе семейства Снегиревых?

4. Существует ли разница между утверждениями: «церковь должна стать государством» и «государство должно стать церковью»? Как должна решаться проблема «государство и церковь», по мнению Достоевского?

Литература