Литература по творчеству н.С. Лескова
Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л., 1986.
Лесков и русская литература. М., 1988 (Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С. Лескова; Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова).
Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983.
Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.
Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988 (Ч. III).
Лесков Андрей. Жизнь Николая Лескова: В 2 т. М., 1984.
№ 9. «Война и мир» как роман «большого дыхания»1
I. Из истории создания романа.
1. От «Декабристов» к «Войне и миру»: как объяснял сам Толстой эволюцию замысла?
2. Как и почему Толстой пытался «перекроить» написанный роман? Статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» как авторский метатекст (отнеситесь внимательно ко всем пунктам объяснения Толстого с читателями).
II. Особенности построения повествования: автор как демиург.
1. Всеведение автора о событиях, их тайных мотивах и явных причинах:
а) Покажите, что компетенция автора распространяется на все события жизни персонажей (продемонстрируйте это на конкретных примерах).
б) Особенности изображения исторических событий, выявление их подоплеки. Какие сражения показаны в романе? «Скрытый (latent) патриотизм» как основная причина победы русских в 1812 году. Приведите эпизоды, которые наиболее ярко свидетельствуют об этом. Проанализируйте, как показано поведение на войне отдельных героев и разных групп персонажей. Можно ли сказать, что в изображении военных событий проявляется «мысль народная»?
2. Всеведение автора о персонажах: изображение человека в форме «он»:
а) Дифференцированность приемов изображения главных и второстепенных героев. Второстепенные персонажи как социальные типы (аргументируйте).
б) Прием «овеществления» в показе отрицательных персонажей (проанализируйте несколько примеров). Сатирическая функция детали в создании отрицательных персонажей (приведите примеры).
в) Главные герои романа как личности. Покажите, что при создании образов главных героев Толстой использует разные формы психологического анализа, в том числе психологическую деталь и прием, обозначаемый как «диалектика души» (Чернышевский). Оппозиция «делать»/«жить» как доминантная в структуре образов персонажей:
– «желание славы» князем Андреем и этапы его преодоления. Почему кумирами Болконского становятся такие исторические личности, как Наполеон и Сперанский? Какие черты свойственны Болконскому как герою своего времени? Что означает его мысль: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю»? (найдите этот фрагмент). В чем состояло предсмертное прозрение героя?
– категории «делать» и «жить» в эволюции Пьера Безухова. Можно ли считать его антиподом князя Андрея? Так ли существенная роль Платона Каратаева в нравственных исканиях Пьера, как об этом принято говорить? Объясните отношение автора к Пьеру в эпилоге;
– почему Наташа Ростова так явно предпочтена автором Соне и княжне Марье? (покажите это на конкретных примерах). Проанализируйте особенности изображения Наташи и Сони в сценах домашней жизни (какие эпизоды наиболее интересны в этом смысле?). Применимо ли, с вашей точки зрения, к характеру и поведению Наташи понятие «естественного эгоизма»? Чем похожи и чем отличаются друг от друга Наташа и княжна Марья? Есть ли в романе эпизоды, в которых княжна Марья своим поведением напоминает Наташу? Кого из героинь романа можно характеризовать с помощью категорий «делать» и «жить»? Что такое «настоящая женщина» в понимании Толстого?
– к какой категории персонажей (положительным или отрицательным) следует, на ваш взгляд, отнести Николая Ростова и Долохова? (аргументируйте).
3. Историософская концепция романа как объяснение глобальных закономерностей человеческого бытия:
а) Каково толстовское отношение к вопросу о соотношении в истории «свободы» и «необходимости»? Можно ли считать, что в структуре романа эти категории коррелятивны понятиям «делать» («свобода») и «жить» («необходимость»)? – аргументируйте.
б) Как решается Толстым вопрос о роли личности в истории? Можно ли сказать, что в образах исторических деятелей реализуется принцип: «все люди – люди, а не герои»? В чем Толстой видел разницу между историком и художником в трактовке исторических персонажей? Можно ли говорить о последовательном воплощении декларированных эстетических принципов в романе?
в) Трактовка Толстым причины и цели в истории. Какое из двух утверждений представляется вам более справедливым:
– в своем понимании истории Толстой был фаталистом;
– Толстой не фаталист, он толкует историю с позиций закона «ретроспективной целесообразности» (объясните свою позицию).
III. «Сопряжение» как основной композиционный принцип.
1. Проанализируйте контекст, в котором возникает понятие «сопрягать». Найдите в тексте романа синонимичные ему понятия.
2. Принцип «сопряжения» в движении сюжета. Почему Толстой считал «узлом романа» увлечение Наташи Анатолием Курагиным?
3. Принцип «сопряжения» в обрисовке персонажей. «Дворянские гнезда» в романе Толстого: герои как носители родовых начал:
а) Кто из персонажей и в каких ситуациях дает следующие определения: «дурацкая ваша порода ростовская»; «подлая, бессердечная порода» курагинская?
б) Какова определяющая черта породы Болконских? Можно ли сказать, что сын князя Андрея повторяет его путь?
4. Принцип «сопряжения» в построении историософской концепции (см.: пункт II, 3).
5. Принцип «сопряжения» в архитектонике романа:
а) «Панорамность» охвата изображаемых событий.
б) Соединение сюжетных глав и историософских глав (отступлений). Какова закономерность распределения в тексте историософских отступлений? Нужны ли они в таком обилии, с вашей точки зрения?
IV. Проблема жанра «Войны и мира».
1. Трактовка жанра «Войны и мира» в критике и литературоведении. Как появилось определение «роман-эпопея»? (см.: Н.Н. Страхов, А.В. Чичерин).
2. Проблема жанра в творческом сознании Толстого («Несколько слов по поводу книги «Война и мир»). Что означает толстовское определение жанра: «книга»?
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения