logo search
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)

  1. Художественные поиски «праведника» в творчестве Лескова 1870–1890-х гг.

1. Многообразие жанровых форм и традиций в творчестве Лескова:

а) Жанровые традиции романа воспитания в повести «Очарованный странник» (обратите внимание на первоначальный вариант названия – «Черноземный Телемак»; как бы вы объяснили его?).

б) Поэтическое развертывание прибаутки в сказе о Левше (см.: Лесков Н.С. О русском Левше).

в) Жанр «житийной» легенды в творчестве Лескова (переложения проложных легенд).

2. Особенности слова в произведениях Лескова.

а) Проблема сказа в научной литературе: как решается она в работах Б.М. Эйхенбаума и М.М. Бахтина?

б) Имитация непосредственного выражения народного сознания в «баснословии» о Левше (подтвердите примерами). Справедливо ли мнение о «чрезмерности» лесковского словотворчества?

в) Нарративная форма «Очарованного странника». Как можно объяснить причины самоустранение» автора? Понятна ли его позиция?

г) «Объективность» авторского слова в «проложных» легендах.

  1. «Без трех праведников несть граду стояния»: «положительный тип русского человека» в произведениях Лескова.

1. Традиционный смысл понятия «праведник». «Праведничество» в лесковском истолковании (см.: Предисловие к циклу «Праведники»).

2. «Запутанность русского человека» в представлении Лескова: художественные принципы изображения человека в повести «Очарованный странник»:

а) Выдержана ли в повести следующая эстетическая установка: «Жизнь человека <…> как развивающаяся со скалки хартия…»? Определите значение хронотопа дороги. Каковы этапы духовной эволюции героя? Можно ли рассматривать жизнь Флягина как путь к людям?

б) Человек и обстоятельства в изображении Лескова: верен ли писатель принципу социального детерминизма? Как следует понимать жизненную установку Флягина – «толцытеся»? (найдите, в каком контексте возникает, и покажите, как развивается это понятие).

в) Фольклорные истоки образа Флягина. Можно ли говорить об этом герое как носителе народного мироощущения? Является ли Флягин героем с наивным сознанием?

г) Объясните смысл названия повести.

3. Сказочный герой и реальные обстоятельства в сказе о Левше. Покажите, что структура образа Левши отвечает фольклорной поэтике. Можно ли говорить о сатирическом изображении российского «градоначальничества» в «Левше»? Особенности выражения национального самосознания: как соотносятся позиции автора, рассказчика и героя?

4. «Пролог» как источник произведений русской литературы 1880–1890-х гг. (какие произведения Толстого, Гаршина, Короленко написаны по мотивам проложных легенд?). Цикл «византийских» легенд в творчестве Лескова 1880–1890-х гг. Как объяснял сам Лесков свой интерес к легенде о египтянке Азе? (см. ниже фрагменты из авторского послесловия к первой публикации). Можно ли говорить об антицерковном пафосе лесковской легенды? Покажите, что героиня легенды, подобно другим лесковским праведникам, является носителем человеколюбивого действия. Сравните лесковскую Азу с героиней стихотворения Я.П. Полонского «Грешница».

Литература

Обязательная

  1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1989. Т. 2 (цикл «Праведники»); Т. 10 («Прекрасная Аза»). Примечания к текстам см. по изданию: Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956–1958. Т. 4 – «Очарованный странник»; Т. 7 – «Левша»; Т. 8 – «Прекрасная Аза».

  2. Лесков Н.С. О русском Левше (Литературное объяснение) // Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. Т.11.

  3. Горький М. Н.С. Лесков // Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1953. Т.24.

  4. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 5. Разд.1).

  5. Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.

Дополнительная

  1. Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

  2. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.

  3. Горелов А.А. Лесков и народная культура. Л., 1988 (Ч. II. Гл. 3, 4).

В цикле «Праведники» Лесков объединил десять произведений, создававшихся с 1873 по 1887 г., хотя, исходя из собственного широкого толкования понятия «праведник», он мог бы включить сюда гораздо больше произведений, начиная с раннего рассказа «Овцебык». В 1880 г. он напечатал четыре произведения, из тех, которые впоследствии вошли в цикл, под общим названием «Три праведника и один Шерамур». Полностью же цикл был сформирован и впервые напечатан в первом прижизненном собрании сочинений Лескова, вышедшем в десяти томах в 1889–1890 гг. Его герои-праведники принадлежат к разным социальным слоям, придерживаются разных убеждений, но есть какие-то общие черты, позволяющие автору причислить их к праведным, – и в этом он предлагает разобраться читателям.

В цикле праведниками являются только мужские персонажи, но у Лескова во многих других произведениях есть героини, которые вполне заслуживали бы такой характеристики («Житие одной бабы», «Полунощники» и др.). Одним из таких женских персонажей является Аза, сюжет о которой взят из «Пролога», древнерусского житийного сборника ХII-ХIII вв. Как пишут комментаторы, в годы, предшествовавшие публикации легенды о прекрасной Азе, Лесков работал над «Обозрением Пролога», сборником художественных обработок проложных сюжетов, уделяя преимущественное внимание женским типам, из которых Азу считал самым «грациозным». Первая публикация легенды сопровождалась послесловием, в котором автор объяснял свой интерес к образу Азы: «Житийные книги не почитают Азу святою <…> Русскими стихотворцами было сделано несколько попыток опоэтизировать грешницу, которой «простится много за то, что она много возлюбила» (Луки, VII, 47) <…> Они так понимали, что грешить со многими – это, собственно, и значит «любить много» <…> Творческая фантазия и до сих пор остается бессильною, чтобы дать нам изображения такого женского лица, к «многим грехам» которого почтительная рука могла бы позволить себе приблизить евангельский текст, не опасаясь понизить высокий смысл его священного значения.

Аза египтянка из Пролога дает нечто такое. Аза много грешна, но грехи ее вышли от многой любви такого рода, которая много грехов покрывает» (Собрание сочинений: В 11 т. Т. 8. С. 597).