logo search
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина

  1. Творческая история цикла и литературный контекст.

1. Жанр литературной сказки в творчестве писателей XIX в. Причины обращения писателей к жанру сказки в 1870–1880-е гг. (Салтыков-Щедрин, Степняк-Кравчинский, Гаршин, Толстой).

2. История формирования и публикации щедринского цикла; издания «Сказок» при жизни писателя. Как определился тематически-хроноло-гический принцип расположения сказок в современных изданиях?

  1. Особенности жанра щедринской сказки.

1. Обратите внимание на условность понятия «сказка» применительно к произведениям Салтыкова-Щедрина и определите тот корпус текстов, который в наибольшей степени соответствует принятому определению жанра (объясните свою позицию).

2. «Зоологические» персонажи в цикле: покажите, как переосмысляются Салтыковым фольклорные (см.: «Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Байка о щуке зубастой») и басенные традиции. Восстановите круг сказочных персонажей Салтыкова. Какова функция антропоморфизмов в «зоологических» сказках?

3. Жанровые разновидности «сказок» (приведите авторские жанровые обозначения и объясните их). Изменение общей тональности цикла: покажите, что в сказках 1885–1886 гг. «утрачивается юмор» и философско-этическое содержание превалирует над социальным.

III. Социальная и философско-этическая проблематика цикла.

1. Исследование в сказках механизмов власти. «Безумие» и несостоятельность «дирижирующих классов» на разных уровнях иерархической пирамиды. Гротеск как прием сатирического обобщения в сказках «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь».

2. Исследование механизмов подчинения. Уместно ли использовать понятие «народ исторический» применительно к «Сказкам»?

а) Покорность и бессознательность социальных «низов»: какие именно социальные группы изображены в сказках? Функции гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Прием автоматизма как средство типизации в сказке «Игрушечного дела людишки». Трагическое осмысление бессмертия Коняги в одноименной сказке.

б) Можно ли говорить, что в сказках народ изображен как «воплотитель идеи демократизма»? (обратите внимание на сказки «Путем-доро-гою», «Ворон-челобитчик»).

в) Сатирический портрет либеральной интеллигенции 1880-х гг. Как взаимодействуют в сказках конкретно-исторический и сказочно-фантас-тический планы? (проанализируйте сказку «Премудрый пискарь»). Сарказм в изображении малодушия интеллигенции; «гожение» (от слова «годить») как тактика ее поведения («Премудрый пискарь», «Либерал», «Вяленая вобла»). Особенности использования в сказках пословично-поговорочных речений (приведите примеры).

  1. Проблема роли личности в истории:

а) Изображение трагедии русского идеализма в сказке «Карась-идеа-лист» и в сказке-элегии «Приключение с Крамольниковым».

б) Этическое истолкование Салтыковым исторического процесса:

– символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Совести и Правде («Пропала совесть», «Дурак», «Рождественская сказка»);

– аллегорическое изображение исторического процесса и индивидуальной человеческой судьбы в дидактических жанрах «поучения» («Гиена») и притчи («Баран-непомнящий»);

– какова роль библейского слова в утверждении «человеческих» начал жизни? («Христова ночь», «Рождественская сказка»).

в) В каких сказках Салтыков вводит образ Истории как действующего лица? С какой целью это сделано?

Литература

Обязательная

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1974. Т. 16-1 (или любое издание, включающее все 32 сказки).

  2. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1976, или: Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984 (гл. 6).

Дополнительная

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Архиерейский насморк; Сенаторская ревизия // М.Е. Салтыков-Щедрин. Тверские страницы жизни. Тверь, 1996.

2. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966.

3. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

«Сказочный» цикл с полным основанием можно считать одним из важных и до сих пор актуальных произведений Салтыкова-Щедрина. Он создавался с перерывами на протяжении долгого времени, поэтому концентрированно представляет особенности поэтики и проблематики, характерные для произведений Салтыкова в разные периоды. Уже в первых сказках возникают две основные проблемы, получившие развитие в последующих произведениях цикла. В двух сказках 1869 г. – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» – главный интерес заключается в исследовании механизмов власти и подчинения. Эта социально-философская проблематика характерна для творчества Салтыкова 1860-х гг., интерес к ней выразился также в романе «История одного города» и в цикле «Помпадуры и помпадурши».

От первых сказок тянутся нити к другим произведениям цикла, где в причудливой форме, порой непростой для понимания, автор выражает свои идеи. В конце 1870-х гг. в сказках, как и в других произведениях Салтыкова, основным объектом внимания становится интеллигенция и главным героем произведений оказывается «средний человек» в его отношениях с государством. Такой герой по своему социальному статусу обычно дворянин, в идеологическом смысле он человек либеральных убеждений (характерный пример – Глумов и Рассказчик в романе «Современная идиллия»). В сказках подобный персонаж представлен «ихтиоморфными» фигурами «пискаря», карася, воблы и др. В произведениях 1870–1880-х гг., в том числе и в сказках, Салтыков преимущественно исследует механизмы подчинения и формы созревания протеста. Причем теперь речь идет не о темных, неграмотных социальных низах, но о людях культуры, своего рода интеллектуальной элите. С интеллигенцией были связаны социальные упования Салтыкова, который писал в цикле «Мелочи жизни»: «Не будь интеллигенции, мы не имели бы ни понятия о чести, ни веры в убеждения, ни даже представления о человеческом образе» (Т. 16-2. С. 12–13). Именно поэтому так беспощадно горек тот анализ, который мы видим в «рыбьих» сказках Салтыкова и в других примыкающих к ним по проблематике произведениях цикла.

Третья сказка 1869 г. «Пропала совесть», имеющая социально-эти-ческий смысл, обращена к вопросам не только массовой, но и индивидуальной психологии. Она положила начало другой ведущей проблеме цикла – роль личности и границы ее возможностей, которая стала основной в сказках об интеллигенции и в ряде других произведений. На всем протяжении цикла философско-этические проблемы, связанные с вопросами подчинения и протеста, оказываются в центре внимания писателя, определяя и художественную специфику цикла и его целостность.