logo search
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

  1. История создания и публикации романа. «Глуповский» цикл начала 1860-х гг. начала 1860-х гг. (очерки «Литераторы-обыватели», «Клевета», «Наши глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Наш губернский день»). Город Глупов как топонимическое обобщение.

II. Тысячелетняя история России как объект сатирического осмысления в «Истории одного города».

1. Жанрово-композиционное своеобразие книги:

а) Проанализируйте особенности построения «Истории одного города». Обратите внимание на нарративную (повествовательную) специфику произведения. Объясните, для чего писатель вводит два повествовательных плана – летописца-архивариуса и издателя (приведите примеры). Звучит ли в книге голос автора?

б) Какое жанровое определение «Истории одного города» представляется вам наиболее точным: роман, хроника, сатира? (предложите свои варианты).

2. Пародирование в тексте летописной легенды о призвании варягов и исторических концепций о происхождении русской государственности (С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, М.П. Погодина). Приведите соответствующие фрагменты.

3. История России как реальная основа щедринского гротеска:

а) Почему Салтыков утверждал, что писал «не историческую», а «совершенно обыкновенную» сатиру? (см.: «Письмо в редакцию»)

б) «Гротескный» хронотоп как способ сатирического изображения современности:

– деформация времени в романе: принцип «исторических совмещений и проекций» (С.А. Макашин) в использовании реалий и имен (приведите примеры);

– деформация пространства в романе: локальная размытость границ города Глупова (подтвердите текстом).

III. Гротескная трактовка в «Истории одного города» проблемы «народ и власть» («Жизнь, находящаяся под игом безумия»).

1. Исследование в книге механизмов власти, художественная реализация идеи «безумия». «Не потерплю!» и «Разорю!» как лейтмотивные формулы власти:

а) Косвенное выражение идеи «безумия» в образах градоначальников, предающихся «телесным упражнениям» (Микаладзе … – продолжите список). Чем замечательно правление каждого из них?

б) Реализация метафоры «безголовый» в образах таких градоначальников, как Органчик … (продолжите ряд). Бородавкин как предвестие Угрюм-Бурчеева (аргументируйте). «Идиот» Угрюм-Бурчеев – предельное воплощение идеи «безумия» власти (подтвердите текстом).

2. Исследование в книге механизмов подчинения: «народ исторический» в романе Салтыкова:

а) Коллективный портрет глуповцев. Каков социальный состав глуповского населения. Назовите характерные черты их психологии и поведения (начальстволюбие… – продолжите). Докажите, что поведение глуповцев показано как проявление народного «безумия». Что такое «бунт на коленях»? (приведите примеры).

б) Как изменяется тональность повествования в главах «Голодный город» и «Соломенный город»? (процитируйте соответствующие фрагменты). Справедливы ли были упреки Салтыкову в «глумлении над народом»? (см. статью А.С. Суворина и ответ на нее Салтыкова).

3. Логика развития конфликта «народ и власть». Кольцевой принцип композиции: от мечтаний головотяпов о «сильной руке» (приведите примеры) – до «бреда» Угрюм-Бурчеева. Применим ли к идейной концепции романа тезис о том, что всякий народ достоин своих властителей?

IV. Художественное воплощение в романе философско-исторических взглядов Салтыкова-Щедрина.

1. Представление писателя о народе как «воплотителе идеи демократизма» («Письмо в редакцию»). Периоды глуповского благоденствия и его причины (глава «Эпоха увольнения от войн»). Почему Глупов назван «злосчастной муниципией»? (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»). Каков, с вашей точки зрения, авторский идеал государственного устройства?

2. Эволюционная концепция исторического процесса. Движения декабристов и петрашевцев как реальный материал для художественных обобщений («мартиролог глуповского либерализма»). Антиутопический пафос книги: разоблачение тоталитарной основы «коммунистического нивеляторства» (главы «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния. Заключение»).

3. Библейские реминисценции в романе и их функция. Эсхатологический смысл финала, его предвосхищение на разных этапах развития конфликта. Найдите в тексте фрагменты, в которых выражена мысль о циклическом развитии истории. Какое значение в романе имеет образ реки?

Литература

Обязательная

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8. Рекомендуем также обратиться к комментариям Б.М. Эйхенбаума в издании: Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. М.: Детская литература, 1970.

  2. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию «Вестника Европы» // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8.

  3. «Историческая сатира?» (Статья А.С. Суворина и ответ на нее М.Е. Салтыкова-Щедрина) // Русская словесность. 1995. № 4.

  4. Николаев Д. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971.

Дополнительная

1. Елизарова Л.В. Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826–1976. Калинин, 1977.

2. Строганов М.В. О финале «Истории». К проблеме «Щедрин и декабристы» // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин, 1985.

3. Головина Т.Н. «История одного города»: продолжение следует // Щедринский сборник. Вып. 2. Тверь, 2003.

Замысел «Истории одного города» в своих истоках связан с празднованием в 1862 г. тысячелетия России, которое ознаменовалось открытием в Новгороде памятника Тысячелетию России (скульптор М.О. Микешин). Еще в период, предшествовавший официальным торжествам, в литературе прозвучали иронические реплики по поводу предстоящего события, в их числе–опубликованная в «Свистке» (1861. № 8) статья Г.З. Елисеева «862–1862, или Тысячелетие России». Подчеркивая, что тысячелетие–это время подведения некоторых итогов, Елисеев писал: «Если варяги призваны славянами на княжение действительно в 862 году, что, впрочем, еще окончательно не доказано и едва ли когда-нибудь может быть доказано, то нельзя не согласиться, что Российское государство прожило полную тысячу лет» (Свисток. Собрание литературных, журнальных и других заметок. Сатирическое приложение к журналу «Современник». 1859–1863. М., 1982. С. 232). Сатирическим откликом на тысячелетие российской государственности стало стихотворение А.К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», написанное в 1868 г. и сразу же получившее широкое распространение в списках.

К легенде о призвании варягов Салтыкова еще в 1857 г. обратил его друг И.В. Павлов, по-своему растолковавший в одном из писем этот «миф»: «Варяги – это губернаторы, председатели палат, секретари, становые, полицеймейстеры – одним словом, все воры, администраторы, которыми держится какой ни на есть порядок в великой и обильной земле нашей» (Литературное наследство. М., 1959. Т. 67. С. 456). Салтыков намеревался использовать этот «миф» в предложенной интерпретации и в 1859 г. написал рассказ «Гегемониев», где изобразил варягов-администраторов. Несколько позже он вспоминает легенду о варягах в очерке «Скрежет зубовный» (1860), но только в «Истории одного города» она становится отправным моментом для художественного осмысления исторического пути России.

В первопечатном варианте (Отечественные записки. 1869. № 1; 1870. №№ 1–4, 9) структура книги была несколько иной (подробнее см. примечания Г.В. Иванова. – Т. 8. С. 535–536), но уже в первом отдельном издании книги, вышедшем в 1870 г., Салтыков расположил главы в той последовательности, которая известна нам теперь. Поэтому можно говорить о том, что организация художественного материала в книге подчинена выражению определенной интенции. Самое поверхностное толкование остро-сатирической «Истории одного города», равно как и других произведений писателя, может привести к мысли о революционности его идей, но такой вывод будет ошибочным. Еще в 1863 г. Салтыков писал о том, что самое худшее – это «неразумие и произвол масс» (Наша общественная жизнь. – Т. 7. С. 189), что явно корреспондирует с пушкинской формулой о «русском бунте, бессмысленном и беспощадном». Разобраться в этих вопросах помогут те разделы плана, где обсуждаются историософские взгляды писателя. «Сумасшедше-юмористический» (И.С. Тургенев) текст Салтыкова требует внимательного прочтения, которое поможет понять его философскую глубину и красоту художественного исполнения. Точность мысли и слова, которая характерна для «Истории одного города», делает ее произведением не только художественно совершенным, но, к сожалению, и в наши дни остро актуальным.

Для понимания дифференциации «народ исторический» и народ как «воплотитель идеи демократизма», кроме указанного письма Салтыкова в редакцию журнала «Вестник Европы», нужно учитывать и фрагмент из рецензии Салтыкова на книгу «Повести Кохановской» (1863): «…Источник сочувствия к народной жизни, с ее даже темными сторонами, заключается отнюдь не в признании ее абсолютной непогрешимости и нормальности (как это делается славянофилами), а в том, что она составляет конечную цель истории, что в ней одной заключается все будущее благо, что она и в настоящем заключает в себе единственный базис, помимо которого никакая человеческая деятельность немыслима» (Т. 5. С. 375).