12.Бабель проблема революционного гуманизма
Рано выявилось и главное свойство его прозы: соединение разнородных пластов – как языка, так и изображаемого быта.
Бабель служил в Чрезвычайной Комиссии, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» находился в Первой Конной армии, участвовал в продовольственных экспедициях, работал в Наркомпросе, в Одесском губкоме, воевал на румынском, северном, польском фронтах, был репортером тифлисских и петроградских газет.
Со временем художественная проза писателя оформилась в циклы, давшие названия сборникам Конармия (1926), Еврейские рассказы (1927) и Одесские рассказы (1931).
Основой для сборника рассказов Конармия послужили дневниковые записи. Первая Конная, показанная Бабелем, отличалась от красивой легенды, которую сочинила о буденновцах официальная пропаганда. Неоправданная жестокость, животные инстинкты людей затмевали слабые ростки человечности, которые Бабель поначалу видел в революции и в «очистительной» гражданской войне. Красные командиры не простили ему «очернительства». Началась травля писателя, у истоков которой стоял С.М.Буденный. Горький, защищая Бабеля, писал, что тот показал бойцов Первой Конной «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Буденный же назвал Конармию «сверхнахальной бабелевской клеветой
Попытки разглядеть в революции страсть и романтику обернулись для писателя душевной тоской. «Почему у меня непроходящая тоска? Потому, что (...) я на большой, непрекращающейся панихиде», – писал он в дневнике. Своего рода спасением стал для Бабеля
«Очень трудно писать на темы, интересующие меня, очень трудно, если хочешь быть честным», – писал он из Парижа в 1928
Образ рассказчика в книге И. Э. Бабеля «Конармия»Средь ружей ругани и плеска сабель, Под облаками вспоротых перин Записывал в тетрадку юный Бабель Агонии и страсти строгий чин, И от сверла настойчивого глаза Не скрылось то, что видеть не дано... И, Эренбург Это совершенно точно подметил о Бабеле И. Эренбург. Юный Бабель был первым пророком и предтечей знаменитой «одесской школы» в советской литературе. За ним явились такие замечательные творцы, как Олеша, Багрицкий, Катаев, Ильф и Петров... По-настоящему утвердился в первых рядах ведущих писателей Бабель только после опубликования в 1926 году книги «Конармия». Литературным героем книги стал «рассказчик» — писарь, корреспондент, боец Первой конной армии. От его лица автор ведет повествование. В новелле «Пан Аполек» юродивый художник copyright 2005 ALLSoch.ru обращается к нему, называя его «пан писарь». Из рассказов «Вечер», «Сын рабби» я узнал, что рассказчик — корреспондент газеты «Красный кавалерист». Автор проводит своего героя сквозь страшные события гражданской войны. Из рассказа в рассказ герой все более проявляется как личность, автор глубже раскрывает его характер на фоне побед и поражений, человеческих отношений и драм этого жестокого и великого времени. Гражданская война справедливо считается в человеческом обществе самым страшным проявлением людской вражды, она страшнее всех иных войн. Когда брат поднимает меч на брата и бой идет на общей для них родной земле. Со страницы первого же рассказа «Переход через Збруч» на меня пахнуло ужасом гражданской войны. Рассказчик оказывается в Новгороде. Его определили на постой в еврейскую семью. Картина быта — ужасная. На полу комнаты — человеческие нечистоты и черепки «сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году — на пасху». Подавленные хозяева со страхом смотрят на рассказчика, видимо, уже не ожидая от людей ничего, кроме плохого. Немного успокоившись, хозяйка поведала: «Пане, поляки резали его и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было нужно, — он кончался в этой комнате и думал обо мне... И теперь я хочу знать, — сказала вдруг с ужасной силой, — я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец...» Эту леденящую душу исповедь несчастной еврейки рассказчик оставляет без описания своего отношения к чужому горю. Автор не спешит раскрывать душевные качества рассказчика, но скорее всего в этом уже есть намек на черту характера — эмоциональную сдержанность. Что ж, человек на войне всего успевает наглядеться и, естественно, черствеет душой. Далее описывает рассказчик блуд в костеле новгородском, вернее, его последствия: «О глупый ксендз, развесивший на гвоздях спасителя лифчики своих прихожанок...» Из этого эпизода также не очень-то ясно: осуждает ли рассказчик грешного ксендза или смеется над его глупостью. Скорее всего — и то и другое. Из рассказа «Мой первый гусь» для меня наконец стало вырисовываться лицо героя, так сказать, его психологический тип: он, оказывается, живет одним страстным желанием — стать своим, слиться с этой массой людей, с которой связал свою судьбу, хотя он не совсем такой, как эти люди. Он все же человек интеллигентного замеса, и должность на войне у него интеллигентная. А это в людях красные рубаки не очень уважают. Автор оправдывает это психологическое состояние своего героя в ярком эпизоде появления рассказчика в дивизии. Начдив Савицкий при первом знакомстве с ним закричал, смеясь: «Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки...» Чтобы как-то утвердиться в жестокой среде, рассказчик убивает гуся на глазах бойцов и в грубой форме заставляет хозяйку его приготовить. После этого один из казаков говорит: «Парень нам подходящий». А другой протягивает ему свою ложку и предлагает перекусить. Теперь мне уже стало ясно, что за человек рассказчик. По сути он — белая ворона, и от этого его устремления — слиться со стаей, иначе на войне он не выживет. В рассказе «Аргамак» ему даже снится сон, будто он едет верхом, но никто на него не смотрит. Рассказчик мучительно размышляет, что бы это значило? Если не смотрят, значит, он едет, как все — правильно. И это хорошо — что зря смотреть на того, кто, как все, нормально едет?.. Пройдя трудный путь, рассказчик в конце концов всему научился, и его приняли в свой круг конармейцы. Цель была достигнута. Выясняется, что зовут его Кириллом Васильевичем Лютовым. Для меня это имя говорит о том, что в рассказчике автор изобразил свою судьбу в армии. Ведь он пришел в конармию тоже под фамилией Лютов. Понятна мне также и концовка повествования. Такой герой, как рассказчик, может только замаскироваться под «такого же», а на самом деле он всегда будет чужд и этой войне, и этим людям. Конармейцы, в лице эскадронного командира, все же раскусили его. «Я тебя вижу, — сказал он, — я тебя всего вижу... Ты без врагов жить норовишь... Ты к этому все ладишь — без врагов...» Пришлось перейти в другой эскадрон. Повествование кончается, но мне ясно, что в новом коллективе бойцов у рассказчика будут те же проблемы. Бабель создал образ человека, который не принял и не примет жестокости войны, эволюция не коснется его гуманистических принципов.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).