27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
В эпоху тоталитаризма самобытная жизнь человека уходит под спуд, в глубину. С этой глубинной жизнью связаны надежды А. Платонова. Обращаясь в своих произведениях к нравственным, социальным и философским вопросам, писатель отстаивает дорогую ему идею сокровенного человека, которому без истины стыдно жить.
Герои А. Платонова — механики, электрики, инженеры, деревенские правдоискатели, странники, бредущие по дорогам России, ищущие истину, которая поможет им найти «план общей жизни». Они живут в разоренной после революции стране, но страстно стремятся приблизить прекрасное время, они — преобразователи мира. Но светлое будущее они не представляют себе без любви, без трепетного отношения к человеку. Всем героям А. Платонова свойственно творческое отношение к жизни. Поэтому они — изобретатели и философы. Например, главный герой рассказа «Маркун» бьется по ночам над устройством «вечного двигателя»: «...чтобы вскинуть землю до любой звезды, человечеству довольно одного моего мотора-станка». Но Маркун не только изобретатель, он — философ, который смог понять смысл человеческой жизни. Маркун разглядел истинное предназначение каждого. Его изобретение не имеет смысла, пока люди не станут жить друг для друга, любить ближнего, быть единым целым и в радости, и в горе. Но человек должен образовать гармоническое единство не только с другими людьми, но и со всем окружающим миром. Герой рассказа «В прекрасном и яростном мире» становится частью окружающего мира. Машинист Мальцев, ослепнув от разряда молнии, продолжает вести паровоз, поскольку видит мир в своем воображении.
«С жадностью страстного размышления» наблюдают напряженную работу мотора герои рассказа «Родина электричества», захваченные поэзией мира машин, которые представляются им живыми существами. Они создают оросительную систему и обеспечивают деревне подачу воды в жаркое, сухое лето. «Молодой, бедный и спокойный» герой рассказа дарит свой талант и силы простым крестьянам, чтобы облегчить их тяжелый труд и освободить душевные силы от борьбы с разрухой, чтобы был у них «свет, хлеб и чтение» и время для радости и спокойного созерцания мира. Герой повести «Сокровенный человек» Фома Пухов необычен. Он «не одарен чувствительностью» к близким людям, но его душа страдает от неопределенности судьбы всего пролетариата, за который он «и кровь лить согласен». У Пухова сложные отношения с революцией: «Для рабочих — смутный человек. Не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции». Пухов покидает родной город. Он странствует по фронтовым дорогам в самый разгар Гражданской войны, участвует в морском десанте в тыл Врангеля. Среди военных бед и лишений Пухов вглядывается в лица «настоящих людей». Но механику-философу Пухову мучительно жаль всех людей, подверженных «порочной дурости.., невнимательности к такому единственному занятию, как жизнь и вся природная обстановка».
А. Платонов раскрывает читателю сложность и глубину внутреннего мира своих героев, их сердечность, душевную чистоту. Любовь к людям, любовь до юродства воплощена в Юшке — герое одноименного рассказа. Безобидного Юшку били все: и взрослые, и дети, а он безропотно терпел. Однажды Юшка возмутился, и прохожий ударил его так, что он забился насмерть. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство», — пишет А. Платонов.
О чем бы он ни писал, он говорит о своей вере в человека, страстно, мучительно пробивается к лучшему в нем, отстаивает способность мыслящего человека сознательно и ответственно творить пусть едва заметную, но свою тропинку в истории народа.
Ермилов
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).