38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
30е гг были провозглашены «веком ребенка». Сам Сов.Союз был молодым госуд-вом, еще на стадии ребенка. Богданов, теоретик пролеткульта, еще в 20х гг созд.книгу «Красная звезда» - для детей. Сюжет: на марсе создали дом детей, их воспитывают общие родители.
Полемика: как быть с христианской детской литературой? – в 20е гг. В 30ее гг закладывается тенденция к реализму в детск.лит-ре.
В раннем соцреализме отсутствует тема детства вообще. Вытесняется на периферии тема семьи (ведь семья – это чувство интимно-лиричное, а не общественное).
Поэзия для детей: речевки, марши, рассказы и пьесы агитационн.хар-ра. В 30е гг уже появляются дети, рожденные в СССР. Нужны книги. Проект: побуждение ребенка самого писать. Появляются литерат.кружки, литерат.школы. Но судьба ребенка и его семьи могла сложиться трагично после неправильно написанного произведения. Горький: нужно править детские произведения. Чуковский – не нужно.
Детская литература
30е гг – политич.борьба оказывается вынесенной на страницы детских изданий. Явление Эзопова языка в детской лит-ре. Невинное детское содержание, за которым взрослый читатель прочитывает свой, далеко не невинный смысл. Двуплановость детской лит-ры.
Даниил Хармс «Из дома вышел человек». Ни Шолохов, ни Солженицын не смогли в той мере передать атмосферу 30х гг – атм.страха – как это сделала детская лит-ра. Игра словами, сюжетом, ассоциациями, разнообразие образов – возможности, кот.давала дет.лит-ра. Вырастает образ всевидящего чудища, под взглядом которого люди умудряются не только находиться, но даже радоваться. Утверждается образ ребенка как взрослого. Отменяется особость детства. Ребенок делает то же, что и взрослый. А.Барто «Отец у станка - и мы у станка». М.Горький считал, что нельзя отменять мир детства, взрослить ребенка искусственно. Нельзя использовать детей как инструмент для утвержд.власти. Нельзя ребенка лишать радостей и заменять эмоции назиданием. Близость ребенка к народному языку. Горький отстаивает развлекательную сторону дет.лит.
Для детей: в ж «Северное сияние», отдел «Для любознательных»; журналы «Юные товарищи», «Юные строители», «Барабан»; самые популярные ж-лы как у детей, так и их родителей – «Чиж», «Еж» (30-41гг).
С. Маршак, Евг. Шварц, Борис Житков, Дании Хармс, Н.Заболоцкий – редакция «Чижа» и «Ежа».
«Чиж» - для маленьких; «Еж» - для старших. Редакция жила в атмосфере игр, юмора.
Ж-л «Пионер» - для старших школьников.
Детск.писатели: К. Чуковский, С.Маршак, Паустовский, Арк.Гайдар, Пантелеев.
1921 – созд. «Институт детск.чтения». Какой д/б детск.лит-ра, образы? Луначарский, Крупская – обсужд.эти вопросы. Дискуссия о сказке: вредна для советск.ребенка, отрывает от реального социалистич.мира, содержит буржуазн.идеологию. всегда присутствует либо религиозность, либо мистицизм. Крупская: надо оствавить жанровые признаки, но наполнить коммунистич.содержанием. Протестовали против отмены сказки: Луначарский, Маршак, Горький. Сказка учит ребенка фантазировать, мыслить. Остро стоит вопрос о качестве дет.книги: как совместить художественность и педагогич.наполнить? Вопрос о дет.поэзии: она должна отлич.четкостью, мин.сложных образов. Хармс, Заболоцкий, хлебников – авангардисты. Существенно развили дет.лит-ру.
Дет.лит-ра: 3 пласта по возр.
1. от 0 до 3х лет – для самых маленьких
2. д\ младш.школьн.и дошкольн.возр.
3. д/ старшекл
С.Я Маршак
«Детки в клетке», «Пожар», «… о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный»
Простота, лаконизм, юмор. Дети уч.опр-ть предметы, выводить логич.связи. Доклад на 1м съезде «За большую д/лит». Маленькая книжка не значит ничтожная. Она д/б большая по смысловому содержанию и в аспекте работы худ-ка над ним. Н/говорить о добром, умном, воспит.ценности. Давать реальность ч/з бытовое подражание неинтересно, надо ч\з романтику. По просьбе Маршак в д/лит.вошли Шварц, Хармс. Введенский. Был поставлен «Золотой ключик». Маршак ставит «Кошкин дом».
Сергей Владимирович Михалков
35 г «А что у вас?», поэма «Дядя Степа». Это герой, кот.живет по соседству. Место чуду есть в любом дворе. (1ч – нигде не работает, 2 – уходит на флот, 3 – д.Степа – милиционер) – гимн советскому постовому, олицетворение целой госслужбы. Д.Степа – сила, кот.восстанавл.баланс м/добром и злом.
Пьеса «Зайка-зазнайка».
2. Для старших школьн.
Николай Носов
«Живая шляпа», «Мишутка и Стасик», «Огурцы» - в «Мурзилке». Сборник «Тук-тук-тук».
Книжка «Витя Малеев в школе и дома». Герои Носова – обычные дети: фантазеры, проказники, непосредственны, искренни. Ситуации обычные, но эмоционально напряженные. Дети попадают в сит нравственного.выбора – воспитание.
35г. трилогия о Незнайке. Герои все индивидуальные. Учит, как нужно дружить, как поступать: «Незн.и его друзья», «Н.в солнечном городе», «Н.на Луне» - сатира на буржуазно-капиталистич.строй. Показ-ся гос.и экономич.устр-во. Высшие моральные ценности бурж.общ-ва.
3. Д/старш.школьн.
А.Волков «Волшебник изумрудного города»
«Лагин» - «Старик Хоттабыч»
В. Каверин «15-летний капитан» романтика действия, подвига, борьба против неспр., жадности. Борьбы м/у теми, кто юность сохранил и теми, кто утратил. Романтика свершения.
Корней Иванович Чуковский
Критик, переводчик, поэт, мемуарист
1907 – книга «Матерям о детских журналах» Критикует журналы. Дети – своего рода безумцы, их сознание неадекватно в нашем предствлении. Чтобы писать для детей лит-ру н/самому стать «сумасшедшим».
Кн. «От 2х до 5ти», «Заповеди дет.поэта»
1. Дет.инарод.твор-во родственны по природе своей. Стремление перевернуть мир – древнейшая черта. Смех у ребенка – пок-ль нравствен.и интеллект.здоровья.
2. Динамика. Должны происходить постоянные смены образов.
3. Мифичность и мелодика стиха Дети чувствительны к фонетике. Надо как можно больше гласных.
4. Большое кол-во глаголов – лучше восприним.действие, а не состояние.
5. Любимый р-р детей – хорей
1918 – поэма «крокодил»
«Муха – цокотуха», «Тараканище» (21), «Краденое солнце», «Федорино горе», «Мой Додыр»
Переводы: «Барон Мюнхгаюзен», «Робинзон рузо», сказки Киплинга.
Мифы для детей: про Персея. Геракла, героизм, убран Эрос, смягчение жестокости.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).