Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
Гражданская война нанесла тяжелый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников архитектуры и живописи, библиотек и частных архивов. Значительная часть художественной интеллигенции, не приняв Советскую власть, эмигрировала из России. В то же время в годы революции и Гражданской войны страна пережила невиданный культурный подъем, вызванный революционной ломкой старого мира. Многие писатели, даже далекие от революции, сочли возможным сотрудничество с большевиками. С особым энтузиазмом восприняли революцию сторонники "левых", авангардистских литературно-художественных направлений, например футуристы. Для них революция означала разрыв с опостылевшими классическими канонами и возможность свободного художественного творчества. В годы Гражданской войны "левое" искусство претендовало на статус государственного, откровенно третируя реализм.
Государство в первые послереволюционные годы и в 20-х гг. постепенно усиливало вмешательство в литературно-художественные вопросы. Все более ощутимым становилось давление цензуры, распространявшейся не только на современные произведения, но и на русскую и зарубежную классику. И все же до конца 20-х гг. власть следила за тем, что пишут литераторы и художники, но не предписывала им, как писать. Нарком просвещения А. В. Луначарский говорил: "Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета". Такая позиция позволила 20-м гг. стать временем борьбы художественных школ и творческого разнообразия. В эти годы существовало немало литературно-художественных группировок: "Серапионовы братья". Левый фронт искусств (ЛЕФ), "Перевал", Всероссийский союз поэтов и др.
В 20-х гг. продолжали работать А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак. Достигли расцвета "крестьянские поэты": С. А. Есенин, С. А. Клычков, Н. А. Клюев. Появились и; новые замечательные поэтические имена: Э. Г. Багрицкий,. Н. С. Тихонов, И. П. Уткин. Вышли из печати новые произведения М. Горького: "Мои университеты" и "Дело Артамоновых". О героизме красногвардейцев в годы Гражданской войны писали Д. А. Фурманов ("Чапаев"), И. Э. Бабель ("Конармия"), Вс. В. Иванов ("Бронепоезд 14-69"). С иных позиций рассматривал Гражданскую войну М. А. Булгаков в романе "Белая гвардия", опубликованном из-за цензуры лишь частично. Булгаков работал также в жанре социальной фантастики. В 20-х гг. он издал повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца". Неопубликованной осталась повесть "Собачье сердце". В том же жанре социальной фантастики Е. И. Замятин создал антиутопию "Мы", сатирически изображающую сверхтоталитарное общество. В то же время часть литераторов и критиков, фанатично увлеченных революционными лозунгами, считала необходимым отбросить все прежние культурные достижения и создать новую пролетарскую культуру. Сторонники этой идеи создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения. Ленин отнесся к пролеткультовским идеям крайне отрицательно, считая попытку обособления пролетарской культуры . и стремление Пролеткульта к самостоятельности по отношению к партии и государству вредными. Однако пролеткультовская идеология оказалась устойчивой. Наследником Пролеткульта явилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Члены РАППа во главе с критиком Л. Авербахом вели борьбу против так называемых попутчиков, которых они считали мелкобуржуазными литераторами: А. Н. Толстого, А. П. Платонова, М. А. Булгакова, С. А. Есенина и даже В. В. Маяковского. К началу 30-х гг. РАПП занял в литературе практически монопольное положение.
В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Было принято решение об объединении всех писателей в союз. Дальнейшее существование особых пролетарских писательских организаций признавалось нецелесообразным. Таким образом, РАПП был ликвидирован. Деление литераторов на пролетарских и попутчиков прекращалось. Утверждалось единое понятие "советский писатель". К этому времени РАПП уже выполнил свою задачу, добился роспуска большинства литературных группировок. К тому же РАПП вызывал дружную ненависть художественной интеллигенции, и его уничтожение способствовало росту популярности Сталина. Наконец, Сталина, вероятно, раздражали претензии рапповцев на самостоятельную роль. В 1934 г. прошел 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. На съезде было завершено создание Союза писателей СССР. Первым его председателем стал М. Горький, после его смерти Союз возглавил А. А. Фадеев. В уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм, требующий от художника "правдивого, историко-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии". Это означало отказ от авангардистских художественных приемов и форм. Но главное заключалось в ином - теперь вопрос о том, какое изображение действительности считать правдивым, решали партийные инстанции.
В 30-х гг. советские писатели продолжали разрабатывать ис-торико- революционную тему. Наиболее заметными произведе-ниямиэтого направления стали "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Хождение по мукам" А. Н. Толстого и "Как закалялась сталь" Н. А. Островского. Важное место в литературе 30-х гг. занял производственный роман, прославлявший индустриализацию. Главным героем здесь был не конкретный человек, а обобщенный образ технического прогресса и героического труда. Таковы произведения М. С. Шагинян "Гидроцентраль", Ф. В. Гладкова "Цемент", Ф. И. Панферова "Бруски", В. П. Катаева "Время, вперед!".
Прославлению коллективизации был посвящен роман Шолохова "Поднятая целина".
Еще большее внимание, нежели в 20-х гг., уделялось историческойтематике. Появились роман А. Н. Толстого "Петр Первый", произведения Ю. Н. Тынянова "Пушкин", "Восковая персона" и "Малолетный Витушишников". В 1927-1941 гг. был создан выдающийся образец советской сатиры - дилогия И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Во второй половине 30-х гг. в обстановке репрессий уровень советской прозы заметно снизился. Многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы, как, например, Платонов и Булгаков.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).