17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
Водевили, интермедии, комедии положений, которые Э писал в начале творческого пути, стали хорошей школой для него. Они научили мастерски закручивать интригу, правильно организовывать действие и при этом звучать остросовременно, актуально, злободневно. Здесь оттачивалось мастерство Э в построении сцены, репризы, рождался афористичный, остроумнейший эрдмановский стиль.
Интрига «Мандата» строится на традиционных водевильных приемах: переодевание, путаница, неузнавание, диалоги «глухих». Комедия населена фантомами, миражами. Буквально на глазах публики возникают обман за обманом. Мир, созданный в «Мандате», предстает перед читателем фантасмогоричным: «миражная интрига» разворачивается в панораму «миражной жизни». А правят этой жизнью растерянность и страх.
Страх в пьесе не сиюминутное преходящее состояние, которое возникает под влиянием одних обстоятельств и может исчезнуть перед лицом других. Страх, которым одержимы герои «М», не подвержен влиянию обстановки. Это всеобщий, вездесущий страх, который деформирует саму психику персонажей и готов пробудиться при любом сильном толчке. Растерянность и страх персонажей пьесы порождены прежде всего атмосферой беззакония, перевернутым послереволюционным миром, где властвует произвол, где нет спасения и защиты «маленькому», рядовому человеку.
«М», безусловно, стал «отражением судьбы», портретом свой эпохи, со сдвинувшимися пропорциями, но портретом, бессмертно улавливающим черты оригинала. Этот портрет рождает не только смех, но и грусть, непонятно, где ложь, а где правда, только бумага, удостоверение, диплом, в общем, мандат единственно и имеют здесь реальную силу, т.к. играют решающую роль в человеческой жизни и важны гораздо больше, чем человек, его носитель. Герои пытаются «лавировать», приспосабливаться, соответствовать текущему моменту. И автор их за это не осуждает – он их понимает, сочувствует им.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).