1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно- политич. событиями.
1) 1917-1921 – л-ра периода революции и гражд. войны
2) 1921-1929 – «20-е годы», л-ра эпохи социалистич. строит-ва.
3) 1930-1941 – «30-е годы», л-ра начального этапа социализма
[2 и 3 иногда объединяют, называя эпохой соц. строительства]
4) 1941-1945 – л-ра периода ВОВ.
5) 1945-1953 – л-ра позднего сталинизма
6) 1953-1968 – л-ра «оттепели» [иногда не в 1953, а в 1956]
7) 1968-1986 – л-ра эпохи «застоя»
8) 1986-1991 – л-ра периода перестройки
9) 1991-наст. время – постсоветский этап развития л-ры.
Л-ра считается важнейшим идеологическим оружием.
В кон. 20-х годов модернистская лит-ра искусственно прекращается и уходит в подполье. Официальной провозглашается л-ра социалистич. реализма, но в ней продолжает по-своему перерабатываться модернистские тенденции. 40-50-е годы – соц.реализм оказывается главным (единственным) существующим лит. направлением. В кон. 50-х во всем мире – постмодернизм, а в сов. л-ре – распад соц.реализма. В нач. 60-х приходит на 1-й план неореализм, постепенно нарастают пост. модернистские тенденции в л-ре. Пост модернистов запрещают, они уходят в подполье. В 86 году пост. модернисты стали печататься – тенденция держалась, поэтому л-ры пост модернистов оказалось много.
Периодизация рабочая:
1917-1920 – период революции и гражд. войны. Февральская революция 1917 г. «буржуазная». Социалистич. революция 1917 г. «октябрьская» (25 октября – 7 ноября 1917 года: старый/новый стиль)
1917г. – начало гражд. войны. Захватывает все общество без исключений. Ведется внутри гос-ва за установление противоположной существовавшей до этого системы ценностей. «Белые» - «красные» - «Зеленые» (сторонники анархии или не вписывающиеся в два полюса «бел.-красн.»)
Насильственная смена идеологических . понятий – в рез-тате гражд. войны. Официально гражд. война закончилась в 1920-21-м году, реально – до сер. 20-х годов (в Ср. Азии) [24-25 года]. Необходимость выработки нового самосознания.
Периодизация Ю. Кузьменко: «Советская л-ры вчера, сегодня, завтра». Периоды:
1. 1917-1940 гг. – л-ры эпохи становления соц-реализма.
1940-е – переходный этап
2. 1950-е – л-ра эпохи соцреализма.
Периодизация Кузьменко-основана на гегелевской концепции:
1. 1900-30е - героический этап - уст-е новых законов
2. 40-50-е гг переходный период
3. 1960-90е гг - аналитический - общество после крупных потрясений останавливается в развитии и рефлексирует.
Классическая - принята в 70-80 гг:
1. Литра революции и гр.войны
2. Литра 20-х гг
3. Литра 30-х гг
4. Литра ВОВ
5. Текущая лит-ра
Классификация Глеба Струве:
1. 199-1920-е гг – экспериментальные годы
2. 1930-80 Истинная лит-ра уходит в зарубежье. Сов. лит-ра утрачивает статус художественности и условно названа лит-рой.
№ 2 своеобразие литературной жизни периода революции
После 1917 г. наступает коротк период, котор получил назв переходного. Тынянов назвал периодом промежутка. В 20-е РЛ развив-ся в нов истор услов, начин-ся период, котор ставит п/д писателями много серьезн проблем: проблему выбора, начин-ся процесс политич размежев писателей: позиция принятия револ (Маяковский, Серафимович, Шолохов), резкое отриц (Гиппиус, Бунин), ряд писат заним позицию, котор вскоре определ-т как внутрен эмиграцию. Термин «советск Л» появ-ся в 1923, исп-ся редко (чаще – пролетарская л-ра). Черты: массовость, демократизация. К лит тв-ву начин-т приобщаться много молод людей. Потоком идут несовершенные пр-я. Во флоте организованы студии, ун-ты, где матросам преподают л-ру. Происх-т разделение писателей по классовому признаку: пролетарск, кр-кие, буржуазн, писатели не пролетарск происхождения (дворяне), писатели-попутчики (это ненадежные временные союзники пролетариата). В 20е годы коммунисты стремились оказать влияние на непролетарск писателей.
Цели и задачи л-ры: 1 Л рассм-ся как значительная общественная сила, котор должна влиять на широкие массы трудящихся. 2 организация «психики и сознания читателя в сторону конечн задач пролетариата» → ис-во должно служить интаресам пролетариата.
Понимание целей, задач и смысла ис-ва. 2 подхода: 1 неистовые ревнители, 2 писатели, котор говорили о с/ценности ис-ва, отказ-сь видеть в л-ре придаток идеологии, отстаивали право худ-ка на свободу и независимость тв-ва, видели в л-ре специфич способ познания реальности, выдвинули на 1ый план художественность литер пр-я и творческ индивидуальность писателя. (Декларация «Серапионовые братья»). Тенденция регламентировать, направлять, контролировать лит процесс в целом и отдельн художников. Функцию управлять л-рой взяли на себя сами лидеры и теоретики пролет Л, руководители РАПП, ч/з цензуру. В к18 – н19 г была введена военная цензура. Позже функции цензуры б переданы гос изд-ву, а в 22г создан ГлавЛИТ. Цензура действ до к80ых. Управление Л осуществлялось еще по 1ой линии: с-ма контроля и управления за Л со стороны партийн органов, формируется политика партии в обл Л. Ни одна лит группа не имеет права командовать другими и диктовать свою волю. Классовое соц происхождение и принадлежность к коммунист партии не дает ему право считать св тв-во выше и лучше др.
В 20е не было нивелирования.
1ый взгляд. Лит развитие, творческ инд-ть писателя, не существов теории соц реализма, этот период критика определяет как период эстетич полифонии. Споры о путях развития новой л-ры, ее особенностях, творч методах. В это время проходит ряд дискуссий о пролетарск Л, сталкиваются разн взгляды. 2ой взгляд. Троцкий: ставить задачу создания пролетарской Л преждевременно, т к Л переживает переходный период. Надо направлять силы на борьбу с миров буржуазией. Сейчас можно говорить об элементах пролетарск Л и соц ис-ва. 3ий взгляд. Марксистско-ленинская теория – опора на культурное наследие прошлого.
В 20е годы происходит обновление тематики л. На 1ый план выходит тема революции и Гр войны (Фадеев «Разгром», Шолохов «Донские рассказы» Пильняк «Голый год») Разрабатывается историко-революционная тема, появл-ся много пр-ий посвященных истории революц движения в царской России, крестьянским движениям прошлого (Тынянов «Кюхля», Чапыгин «Разин Степан», Есенин «Пугачов». Тема труда – одна из центральных в творчестве пролетарск поэтов и писателей. Нравственная тематика. Наличие множ-ва лит групп и объединений. Расхождение было по эстетич линии, по разному решались ?? о свободе тв-ва, об отношен м/у властью и художником. По разному понимали пути развития Л и методы творческ работы писателя. Тема Интел и революции. Тема кр-ва.
Л 20ых годов тяготела к реализму. Но в этот период получ широк развитие новые формы реализма, которые определяют как неореализм или синтетический реализм. Велико влияние модернизма, котор претендует на ведущее направление в Л этого времени. Исследователи выделяют 2 ветви: экспрессионизм (Бабель), импрессионизм (Пильняк). В это время очень активен поэтический авангард (Есенин, Маяковский, тв-во Обэриутов). В это время наблюдается эстетич многообразие, мн-во лит групп, выработка ими своей идейно-эстетич программы, публикация деклараций, издание многочисленных ж-лов, дискуссион споры м/у группами.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).