logo
ребяткам

36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».

Булгаков в к.30х гг завершает работу над романом «М и М». В СССР вперв.опубли.в 1966.

В романе 3 пространственных пласта: 1.Ершалаим, 2М.30х; 3.Вечность

1) Ершалаим и Иешуа – это не переложение Евангелия, это самостоятельная худож.история. Главн.герой здесь - Понтий Пилат. Время действия - 10ый день месяца Ниссана – это последние дни страстной недели. Эти дни предназначены для того, чтобы думать о душе.

Темы:

1. Преступления и наказания (неважно, какие внешние обстоят-ва, важен сам выбор, виновен или награжден тот, кто делает выбор).

2. трусости и милосердия (Понтий Пилат)

3. художника и власти (художник – изгой в своем мире. По Булг., худ- чел, кот несет свою правду, чел-пророк, а не просто тот, кто красиво пишет). Почему Мастер не заслуживает света? Он узнал нечто такое, что знает Воланд и что известно ему. Творческое знание сродни Божественному.

4. нормы и безумия (Клиника Стравинского)

5. Веры и безверия

2) Москва 30-х. В город прибывает Воланд. Его миссия быть рентгеном, выявлять людские пороки. Пороки вечны, но концентрация их, сгущенность в М.30х вызвана историч.событиями. Воланд – традиционное изображение дьявола у Гете, Брюсова, Сологуба. Но Воланд не зло, а справедливость. В М-ве 30х нарушается баланс, пороки начинают преобладать над добродетелями.

Мастер - судьба самого Булгакова: человек, который несет правду, всегда гоним. Образом Мастера Булгаков поднимает проблему творчества в 30е годы. Так же Булгаков описывает литературную организацию МАССОЛИТа, показывая всю её нелепость, например: «…приятно думать, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов, …и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будущий автор «Донкихота» или «Фауста», или, чёрт меня побери, «Мёртвых душ»! ». Рассказы о морских битвах пишет женщина не только не принимавшая участия в них, но ни разу не бывавшая на море. Настоящее искусство нельзя создавать по заказу, поэтому Мастер называет себя «мастером», а не писателем. Булгаков чётко показывает жизнь в СССР 30х годов, показывает взяточниство (Никанор Иванович Босой «брал…, прописывал за деньги, не спорю…прямо скажем, все воры в домоуправлении».), бюрократизм (пишущий пиджак), аресты (странные исчезновения людей из квартиры №50 «однажды в выходной день явился на квартиру, вызвал в переднюю второго жильца и сказал, что его просят зайти на минутку в отделение милиции в чём-то расписаться. …Но не вернулся он не только через десять минут, а вообще никогда не вернулся».), очковтирательство (поющие на работе люди), кляузничество (Аллозий Магарыч). Все эти пороки М. Булгаков подверг осмеянию посредством обличения их в нелепые образы и помещения в смешные ситуации.

Маргарита олицетворяет вдохновение, любовь. Но она продает душу дьяволу. По Булгакову, это бунт. Это отрицание того земного зла, которое творится. Ценности: покой, милосердие. Город-образ: М., как и Рим, странный город, в котором чел. чувсвует себя бездомным, обездоленным. Патриаршие пруды, Варьете, психиатрич.больница, нехорошая квартира. Пространство Мастера демонизируется. Бездомный гонится за Воландом. Он бежит ни куда-нибудь, а туда, где раньше был взорван Храм Христа Спасителя – историческое зло. Бегут мимо дома, где Гоголь жег свои рукописи. Кто заставляет его это: Бог или дьявол? Рукописи не горят: концептуально. Все герои поставлены перед выбором, даже второстепенные. Шайка Воланда развлекается, но никто не погибает. За искл.Берлиоза.

3) Вечность воплощает Воланд, самый загадочный персонаж романа. Называть его просто сатаной было бы опрометчиво – хотя бы потому, что именно сатана “изобрел” спокойную совесть. Воланд же не терпит скрытых пороков и равнодушия, и непременно их разоблачит. С другой стороны складывается иное мнение: Воланд – это переосмысленный Иисус.

Образ Воланда отражает нравственные понятия “автора”. Воланд – ироник, а ирония предполагает определенную позицию. Все карательные “мероприятия” Воланда встречают понимание читателя, и направлены не столько против тех, кто творит явно неправые дела, сколько против тех, кто хотел бы сотворить, но выжидает или боится; кто толкает на них других, оставаясь неподсудным земным юридическим законам. Те же, кто страдал и томился, встречают в Воланде всесильного покровителя. В то же время Булгаков указывает на библейское происхождение Воланда и младших дьяволов. Имя Азазелло и его титулы взяты из вероисповедальных книг. Оно образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного героя ветхозаветного апокрифа книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло, женщины освоили “блудливое искусство” раскрашивать лицо. Может быть, именно потому у М. Булгакова передает Маргарите крем, меняющий ее внешность, именно Азазелло. Образ Фагота, как и образ Бегемота и Азазелло, по мнению многих исследователей, связан с предшествующими ему литературными и демонологическими персонажами. Коровьев и Бегемот – разоблачители лжи, лицемерия, жадности и других человеческих пороков. Они играют свои роли, забавляясь людской глупостью и невежеством.

Одна из вечных проблем, затронутых Булгаковым, - проблема добра и зла. Он представляет её в новом для нас виде. В привычном представлении добро творит лишь бог, а дьявол творит лишь зло. Булгаков же показал дьявола справедливым судьей, а бога показал мягким и добрым, неспособным судить людей, а способным только уговаривать их. Основным творцом зла в романе показаны люди, лишенные веры. Но остались люди верные добру. Они пытаются противостоять злу, как, например Мастер.