39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
Соцреализм – презентация этого метода состоялась на 1м съезде Совета писателей. Новый метод должен выражать новый мир, нов.власть. Теоретич.и философ.основу под этот метод подвел Луначарский.
Черты:
- Правдивость
Соцреализм динамичен, он показывает реальность как движение, постоянная борьба противоположностей. Стремление мир переделать. Повествование о том, что есть, и о том, что будет.
- Обязательный оптимистический пафос, даже если речь идет о трагедии
- Совмещение реального и идеального (в реальности, м/б все еще не совсем хорошо, но обязательно будет отлично).
С подачи Луначарского стало исп-ся слово «вредитель» - по отношению к писателям, кот.пишут о душе, чувствах, драматич.переживаниях. «Здесь не до терпимости!» - Луначарский. Формула «враг народа» от литературы.
Образцы соцреализма:
- Стихи Маяковского
- стихи Верлинского
- «Поднятая целина» Шолохова
- «Жизнь Клима Самгина» Горького (притянуто за уши к соцреализму). Так же притянута «Мать».
Призыв к творческ.свободе, но в пределах линии партии. Это парадокс. На самом деле партийная цензура. Нужно создать некий идеальный соцреалистич.текст.
«Беломоро – Балтийский канал им.Сталина. История строительства» - приподносился как идеал.
- книгу писали несколько писателей – коллективный автор. Это очень важно: утранение субъективности одного чел-ка. Это объективно и авторитетно. Строит-во в мифологическом ключе. Героич.прошлое, трудное настоящее, светлое будущее. Показано как ней подвиг в масштабах Вселенной.
Функции очерков:
- прославление героев
- обличение врагов
- направление на путь истинный
Док-ть, что документалистика гораздо интереснее, чем художественный вымысел. К ним прикреплены док-ты, фото. Книга большая – ок.25 глав. Надо найти форму, чтобы увлечь среднего читателя. Взяли форму романа – воспитания. В ходе строительства политич.заключенные (строители) перевоспитываются и станов-ся добропорядочными советскими гражданами. Ключевые моменты: природа проверит людей на их верность идее, не сломаются.
Присвоение каналу им.Сталина – знак кач-ва их работы, кульминация. Черты новой мифологич.педагогики. Ее суть: перевоспитываемый сам помогает воспитателю (фильм «Республика Шмит». Главные образы – чекиста и заключенного. Чекист близок к былинному богатырю. Не пьет, не сомневается, всецело предан своему делу, идее. Он борется с многоликим злом – сказочные мотивы. Сказочные мотивы живой воды, перерождения. Заключенные проходят огонь, воду, медные трубы. Получают дружбу, умение трудиться, богатство, здоровье, любовь. Повторение традиционных образцов в соцреализме.
Авторы: Ал.Толстой, М.Горький, М.Зощенко, Вал.Катаев, В.Иванов, В.Шкловский.
Позже тезисы Луначарского были значит.упрощены. Цель соцреализма – революционная переделка сознания читателей. Соцреализм – это динамическое изображение действ-ти в ее революционном развитии. Переосмысл.роль пис-ля в иск-ве. Пис-ль станов-ся инженером человеческих душ. Само твор-во – техническая работа по к-то сознания. Твор-во теперь – утилитарное целеполагание. Писательский талант, самлвыражение упразднены. Критика – это эстетич.иидеологич.цензура. З-ча критики – отбирать «хор» и «плохие» пр-я с т.зр. идеологии. Переосмысление истории в целом и истории лит-ры в частн. Черты соцреализма находили даже у Пушкина «Октябрь уж наступил…».
Союз сов.писателей – этостабильная оплата труда, премии, путевки в санатории. Если пис-ль не сост.в «Союзе», то не имел ср-тв к существованию. Даже если чел.давно ничего не пишет, все равно получает свой кусок хлеба с маслом.
Бюрократизация лит-ры. Поток штампованной, бесцветной лит-ры. Понятие «художник» зам-ся понятием «госслужащий», ходит на работу. Уничтожение понятия «творчество».
Список запрещенных и разрешенных тем. Шаблоны.
Офиц.допущенные жанры:
1. Роман- воспитание (перевоспитание)
2. соц.-идеологический роман: противостояние 2х идеологич.систем – реальной и …
3. Историч.роман: «Петр I» А.Толстого. Переосмысление истории, новая историч.концепция.
4.Роман-эпопея: масштабное событие «Вечный зов» Иванова
Принципы соцреализма:
- ориентация на готовый, признанный образец
Упрощенное толкование историч.событий. Все внутр.историч.соб-я толкуются как борьба м/у «нашими» и «врагами».
- скрытый дидактизм ч/з эталонный образцы
- искусственная поддержка иллюзий и доктрин сов.общ-ва
Соцреализм эклетичен по своей сути – собраны различные тенденции и мотивы:
- сказочность
- некот.черты аванг.течений
- жанр агиографии (житие святого)
«Как закалялась сталь» - классич.образец жития сявтого, «Педагогич.поэма» Макаренко
- черты классицизма (ода – прославление гос-ва, прав-ля.
В лит-ре соцреализма начисто отсутствуют метафизические проблемы – всегда занималась метофизич.проблемами, размышлением, поиска.
Личность сводится к социальным функц. Подмена текста худож.текстом политич. Имитация худож.твор-ва. Условно формальное жизнеподобие – чтобы привлечь читателя. Литерат.развив-ся подпольно.
Съезд советских писателей – авг.1934. Атмосфера праздника: съехались пис-ли из союзных республик, делегаты. Праздник победителей. Но праздничная атмосфера соседствовала с трагедией. Многих пис-лей причислили к врагам народа, других раскритиковали, ввергнув в творческий кризис. Жданов – пред-ль от ЦК открывал съезд. Говорит, что Сов.лит-ра – самая идейная, она д/дать культ.наследие всему чел-ву. М.Горький – председ.Союза пис.ипредсед.съезда. Горький: лит-ра – орудие идейной переделки трудящихся масс в духе соц-ма. Горьким отмечен рост литератур братских национальностей. Пис-ль из к-н украинской глубинки мог получить доступ к широкому чит-лю – всего Сов.Союза. Горький призывает пис-лей к самокритикеНо это формальность. Какая самокритика, если нужно всего лишь соответств.идеологии.
С.Я.Маршак – доклад о детской лит-ре. Реб.н/воспит.таким обр, чтобы пол-ся идеальный сов.гражданин. М.счит., что д/лит.надо оставить вне канона соцреализма. Взрослый м/сделать над собой усилие и прочитать скучную книжку, ребенок нет – д/лит.д/б искренней и художественной. Фадеев и Бабель говорят об интеллектуальности в лит-ре. Чит.н/заставлять думать. Соцреализм же дает готовые ответы (но они не были против соц/реал). Бабель пыт.попасть в струю соцреализма, но уже чувств., что тучи над ним сгущ. Вскоре - расстрелян. Самые трагич.выступления, кот.стан.роковыми д/авторос, встречались бурными авациями. Так было принято.
Ник.Бухарин «О поэте, поэтике и задачах иск-ва в СССР». О том, что некоторые поэты превратились в агитки (Маяковский, Бедный). Лучшим поэтом провозгл.Пастернака.
А.Фадеев о соцреализме. Это не только героизм, но и внутр.борьба, любовь, семья. Соцреал.глубже и шире, чем голый пафос.
М.Кольцов – выступл.в защиту сатиры. Сатира – это показ-ль здоровья гос-ва, это гос-во, кот.стрем.истправить свои недост. Кольцова разгромили. Сов.чел.не нужна сатира. , тк
1.враги не побеждены
2. смех и юмор не конструктивны, не помогают строить, не воспитывают идеал, смеяться не над чем.
1930 – офиц.запрет на сатиру и юмор в СССР. Пок-ль глухоты гос-ва.
Макаренко критиковал теорию бесконфликтности.
Дм.Фурманов ( «Чапаев») говорил о жанрах. Эпопея и эпич.жанры адекватны советск.эпохе. Всеволод Вишневский – о стиле и языке сов.лит-ры. Старый яз.для новой сов.лит-ры не подходит. В пример приводит Олешу. Акт публичного самоуничтожения Олеши, отречение от своего произведения. «Я в Кавалерове вылепил самого себя, все предстваление свое о красоте, а мне сказали, что он пошляк». Выступление Олеши было воспринято как победа соцреализма.
Съезд длился целый месяц. Подведение итогов: объявили «врагов народа» - Николая Заболоцкого.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).