35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
М.А.Булгаков(1891-1940) детство и юношество провел в Киеве. Отсюда выносит атмосферу города, понятие Родины, семьи. Закончил медиц.ф-тет Киевского ун-та, раб.в госпитале. «Записки юного врача» (25-27гг). Произведения о революции: «Белая гвардия»; «Дни Турбиных».
1919 – «Грядущие перспективы» - о Великой соц.революции. Ирония . Утрата культуры, Росси, нравственных ценностей.
1921 – Б.приезжает в Москву, чтобы работать на поприще литературы. Найти лит.работу трудно – раб.на литерат.и театральном поприще. Театр – кузница талантов, здесь выковываются не только актерские, но и литературные таланты. Тяга Б. к театру – на всю жизнь. Работал секретарем Главполитпросвета, конферансье в провинц.театре. Репортер газеты «Гудок», «Рупор». Работа журна-том, по мнен.Булг., отдаляет его от цели раб-ть на поприще литературы – пустая трата времени. Литер.учителя Булгакова: Гоголь, С-Щ, Пушкин, Дост, Гете (МиМ), Мольер, Гофман. Связь с Гоголем – ставит театральную пьесу «Мертв.души».
20е гг – время сатиры у Булгакова: сатирич.трилогия «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Основное внимание: природа человека и та трансформация, которая происходит в человеке под влиянием историч.событий.
1925 – «Белая гвардия» - рубежное произведение. Переход от Булгакова раннего к зрелому, полному философ.трагизма, философ.размышлений. В «Бел.гв» историч.события показ.через призму чувств людей. Революц.события выстраиваются как как путь утрат, боль от потери дома, семьи. Срез народного сознания, ощущение хаоса, кога непонятно, что делать. Полифония – одна из характеристик к роману. Голоса разных сознаний. Главное – нравственный аспект, показать чувства людей, которые стоят над классовыми противоречиями. Тема дома, семьи, семейного очага, о семье Турбинных. Семейные узы и ценности станов-ся прочнее, выдерживают испытания всеобщей разрухи. Большое внимание уделяется деталям быта(печь, лампа под зеленым абажуром) – ценность традиции. «Никогда не выключайте лампу под зеленым абажуром – не смотря ни на что, семья соберется и останется семьей». Булгаков преобрзует роман в пьесу «Дни Турбиных». Успех у зрителя , но в 1929 изъята из репертуара. Сотрудничает с МХАТом, пишет много пьес «Зойкина квартира», «Багровый остров. Постепенно произвед. вытесняются из репертуара. Пьесы Булгакова: «Бег» 27г, «Адам и Ева»31, «Блаженство» 34, «Иван Васильевич» 35, «Батум» 39.
Анализ статьи В. Казака «Михаил Булгаков: Мастер многообразия»., 1990 г.
В своей статье В.Казак рассуждает о литературном таланте М.Булгакова. Особенно он отмечает многообразие Булгакова как художника. В наибольшей степени, по мнению автора, это видно на примере знаменитого романа "Мастер и Маргарита", который Булгаков начал писать в 1928 году и закончил перед смертью в 1940-м. Это не только произведение с двумя сюжетами, где, с одной стороны, рассказывается история о Христе и Пилате и, с другой драма великой жертвенной любви, и сатира на советское общество 20-х годов, а также множество других фантасмагорических эпизодов, гротескно переплетенных с реальностью. И кроме того, через весь роман проходит религиозно-философский слой, охватывающий вопросы существования Бога, продолжения жизни личности после смерти, ответственности человека за все действия в своем земном существовании и вообще вопросы смысла нашей жизни. «Большее многообразие едва ли возможно себе представить!» - рассуждает автор. В. Казак рассказывает, что "возвращение" Булгакова-прозаика советскому читателю состоялось публикацией именно "Мастера и Маргариты". Он приводит слова В.Каверина "Несмотря на всю его сложность, давно пора издать роман "Мастер и Маргарита", потому что по своей необычности едва ли найдется ему равный во всей мировой литературе" (Каверин В. Собр. соч., т. 6. М., 1966).
Зимой 1966/67 года роман Булгакова, хотя и в урезанном цензурой виде, вышел в журнале "Москва". Он сразу был перепечатан на Западе и переведен на многие языки, так что стал достоянием миллионов читателей за границей, в то время как на Родине был желанной добычей на черном рынке.
В.Казак сокрушается о том, что получив возможность ознакомиться с романом "Мастер и Маргарита", читатель в Советском Союзе, однако, до перестройки не мог найти достаточно внятного ответа о начале пути Булгакова (маленький сборник 1925 года "Дьяволиада" давно стал величайшей библиографической редкостью). Только перестройка и последовавшая вскоре волна возвращения и включения в духовный оборот запрещенной на Родине долгое время русской литературы привели к полному снятию запретов на раннюю булгаковскую прозу. Некоторые из публикуемых в этом сборнике текстов появляются также впервые в Советском Союзе. Автор рассказывает о творческом пути М.Булгакова. О его письме к Сталину. В.Казак рассказывает, что Лишь "оттепель" (1953-1964) была началом его первого возвращения в русскую литературу. В 1955 году появились его пьесы "Дни Турбиных" и "Последние ночи". В 1962 году был опубликован сборник пьес, в который вошли и "Бег", "Кабала святош", и "Дон Кихот". Тот же самый год подарил советскому читателю его биогра-фический роман "Жизнь господина де Мольера", а "Театральный роман" последовал в 1965-м. В журнале "Москва" роман "Мастер и Маргарита" появился в тот момент, когда бюрократия брежневского периода еще не полностью затормозила движение в культурной области, в 1966-1967 годах (первоначально со многими купюрами, позже, после полной публикации на Западе, в оригинальной редакции).Политика перестройки сделала возможным, чтобы читатель в Советском Союзе смог знать произведения Булгакова полностью. В.Казак утверждает, что русская литература без Булгакова была бы намного беднее. С появлением его произведений, в том числе и ранней прозы, она стала теперь богаче.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).