Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
Здесь рисуется далекое будущее, XXXI в. На Земле воцарилось всеобщее «математически безошибочное счастье». Его обеспечивает Единое Государство. Но счастье, которое оно дает людям,— лишь материальное. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей — и ради этого должен отказаться от всего, что отличает его от других: от живых чувств, собственных стремлений, естественных привязанностей и побуждений. Словом, от собственной личности. Само понятие «человек» заменено понятием «нумера», и золотые бляхи с присвоенным нумером каждый носит на груди. Все живут по законам Часовой Скрижали. Строго в определенные дни любят друг друга. Любовь каждого и каждой —регулируется «розовыми талонами» от врача на сексуальные сеансы с вами. Всякие собственные чувства и предпочтения запретны. Все это называется состоянием «идеальной несвободы» в отличие от «дикой свободы» прежних веков.
Роман построен как повествование от первого лица — в форме дневниковых записей главного героя. Е. Замятин с большим искусством строит этот монолог, прослеживая день за днем, как в одной из единиц механического множества пробуждается живой человек, просыпаются жизнь души, мир чувств и влечений, голос страстей. Писатель изображает это как мучительную душевную драму героя, как его разлад с самим собой. Это разлад тайнобытия личности в Д-503-м с безличным существованием «нумера». Причина этого разлада - прекрасная, манящая к себе женщина, которая выталкивает его из привычной колеи общепринятого житья в другую реальность, в круг неизведанных радостей и тревог, предстающий опасным и влекущим одновременно.
История любви Д-503-го к И-ЗЗО-й может показаться чисто личной, частной на фоне полных значения коллизий в государстве будущего — строительства Интеграла и заговора против него. Но она не случайно пронизывает все повествование. Именно в ней, этой достоверной человеческой драме, находит образное воплощение главная мысль Замятина — его тревога о человеке, его надежды и сомнения в светлом будущем.
Нервный, возбужденный рассказ о любовных переживаниях Д-503-го постоянно пересекается повествованием о строительстве Интеграла, о буднях и торжествах того мира, которым правит Единое Государство с его беспощадной логикой математических уравнений, физических констант, доказанных теорем. Человеческая природа не выносит такого пусть благополучного, но безличного существования. Вопреки безупречно организованному устройству жизни пробиваются, дают себя знать живые человеческие эмоции и страсти. Герой-повествователь, восторженно преклоняющийся перед Единым Государством и его рассудком, начинает ощущать эти чувства в себе самом.
Кульминацией сопротивления человеческой природы механическому благоденствию становится заговор против Единого Государства и восстание. Их возглавляет И-330 — та женщина, которую полюбил герой. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства и пристрастия, во имя возвращения к естественной жизни.
Но финал романа мрачен. Рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление. Разработана и поголовно осуществляется операция по удалению у человека фантазии, а с ней и всего человеческого — неудовлетворенности, живых переживаний, воображения. Так в людях уничтожается личность, и восстание обречено на поражение. А герой, в ком пробудилась было индивидуальность, подвергнут операции и тем вновь обезличен, опять верно служит бездушию Единого Государства и предает свою возлюбленную.
Замятинское «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если все пойдет так, как началось. Эти опасения писателя имели под собой серьезные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию именно как индивидуалистические. А новую, «пролетарскую» культуру, новую мораль и психологию представляли сплошь коллективистскими, совершенно не связанными с миром личности. Да и саму «новую» пролетарскую массу представляли обезличенной, лишенной индивидуальных переживаний, знающей только классовые чувства.
Мы знаем теперь, как футурологические фантазии Замятина отозвались во вполне конкретной исторической практике. Александр Воронский осуждал писателя за то, что тот «изобразил коммунизм в виде какой-то сверхказармы». «...Памфлет бьет мимо цели»,— утверждал Воронский. Увы, это оказалось не так. Действительность в нашей стране на известное время превзошла даже худшие опасения Замятина: в 30-е и 40-е гг. миллионы людей были превращены в «нумера», но не на золотых бляхах эти номера писались, а на лагерных бушлатах. И А. К- Воронский оказался в числе тех, кто был расстрелян под одним из этих безымянных номеров.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).