24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
Презентация соцреализма как метода состоялась на 1-м съезде сов писателей. Новый метод должен был выражать новое мировоззрение, позицию новой власти.
Черты:
- правдивость: соцреализм динамичен. Он показывает реальность как движение, идущее в пост борьбе противоположностей. Повествование и о том, что есть, и о том, что будет.
- обязателен оптимистический пафос: даже если речь идет о трагедии. Совмещение реального и идеального – в реальности все не совсем хорошо, но обязательно будет отлично.
Образцы соцреализма: стихи Маяковского, «Поднятая целина» Шолохова, «Жизнь Клима Самгина» и «Мать» Горького (за уши притянуты к соцреализму). Иногда так же назывались произведения, чья принадлежность к соцреализму даже в его собственно реалистической ипостаси довольно сомнительна, например «Тихий Дон» и «Василий Теркин». Но к нему относятся «Жизнь Клима Самгина» и уж во всяком случае «Дело Артамоновых» М. Горького, ранние произведения А. Фадеева, Л. Леонова и др., «Петр Первый» А.Н. Толстого, первая книга «Поднятой целины» (хотя и сочетающая реализм характеров и частных обстоятельств с нормативным утверждением обстоятельств глобально-исторических) и «Судьба человека» М. Шолохова, «За далью - даль» и даже «задержанная» поэма «По праву памяти» А. Твардовского. Сложнее с Маяковским. Талантливые поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» - не реализм, ни социалистический, ни «тенденциозный» (собственный термин Маяковского). Но в первой вообще определяющим принципом является не метод как таковой, а жанр поэмы-плача. Это скорбное надгробное слово, которое никогда не претендует на истинность, но лишь на выражение чувств говорящего. Искусство здесь состоит в том, чтобы нечто банальное сказать совершенно небанально. Это Маяковскому удалось. А в финале «Хорошо!» - прямое обращение к идеалу будущего, не выдаваемому за действительность. Здесь поэт лиро-эпическими средствами попробовал осуществить, в сущности, то же, что с большей мощью он осуществил чисто лирическими средствами в своей последней поэме «Во весь голос».
Нужно создать некий идеальный соцреалистический текст. «Беломорско-Балтийский канал им. Сталина. История строительства» – преподносится как идеал. Книгу писали несколько писателей - коллективное авторство. Это очень важно: устранение субъективности одного человека. Большое кол-во авторов – это объективно и авторитетно. «Строительство» в мифологическом ключе – героическое прошлое, трудное настоящее, светлое будущее. Показано как некий подвиг в масштабах вселенной. Функции: прославление (героев), обличение (врагов), направление (на путь истинный). Важно показать, что соцреалистика гораздо интереснее любого художественного вымысла – к книге прикреплены документы и фотографии. Книга большая – ок 25 глав. Надо найти форму, чтобы увлечь читателя, выбрали форму романа-воспитания. В ходе строительства политические заключенные перевоспитываются и становятся добропорядочными советскими гражданами. Ключевые моменты – природа проверяет людей. Если верны идее, то не сломаются. Присвоение каналу имени Сталина – знак качества их работы, кульминация произведения. В ходе строительства «вредные элементы» приобщаются к идеологии нового советского государства. Они делают это осознанно. Главные образы – чекиста и заключенного. Чекист близок к былинному богатырю: не ест, не пьет, не сомневается, всецело предан своему делу. Он борется с многочисленным злом – сказочные мотивы. Сказочные мотивы мертвой и живой воды, перерождения. Заключенные проходят огонь, воду и медные трубы.
Авторы : А. Толстой, Горький, Зощенко, Катаев, Иванов
Позже тезисы Луначарского были упрощены. Цель соцреализма - революционная переделка сознания. Соцреализм – это динамичное изображение действительности в ее революционном развитие. Переоценивается роль писателя, кот становится инженером людских душ. Само творчество – техническая работа, цель – создание нового сознания. Самовыражение упраздняется, писатель выполняет поставленные пред ним цели.
Принципы соцреализма:
- ориентация на готовый приземленный образец.
- упрощенное толковоание различ истор событий. Вся история трактуется как борьба между «героями» и «врагами».
- дидактизм через эталонные образцы.
- искусственная поддержка иллюзий и доктрин сов общества.
Соцреализм эклектичен по своей сути – собраны различные тенденции и мотивы:
- сказочность.
- жанр агиографии (житие святого) «Педагогическая поэма» Макаренко
-черты классицизма (ода)
Призыв к творческой свободе, но в пределах мнения партии – это парадокс. На самом деле – партийная цензура. Ее задача – определять «хорошие» и «плохие» произведение с т.з идеологии.
В литературе соцреализма начисто отсутствуют метафизические проблемы, это упадок, ведь отеч лит-ра всегда занималась метафиз проблемами, размышлениеями, поиском.
Личность и предназначение чел-ка сводится к выполнению соц ф-ций. Подмена худ текста текстом политическим. Имитация худ творчества. Настоящая литература развивается подпольно.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).