logo search
ребяткам

4 Публицистика первых лет революции

Блок «Интеллигенция и революция»

«Мир и братство народов», 2 пути у интеллигенции: слиться с народом или быть им растоптанной. Революция-освоб рус народа от гнета.

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции.

"Несвоевременные мысли" Горького

Был ЗА революцию. это свобода, разум и воля народа. Прежняя власть сгнила, необходимо новое строительство. "Несвоевременные мысли" во многом развивают прежние размышления писателя. В цикле, как и в ранних произведениях, писатель отстаивает идеалы "героизма духа", "человека, страстно влюбленного в свою мечту", пролетариата, вливающего "в жизнь великую и благостную идею новой культуры, идею всемирного братства". Но есть и новые интонации: гневно осуждается разгулявшаяся анархия, обличаются революционные власти за запрет свободы слова, за неспособность "оздоровить и организовать" духовность пролетариата. Горький призывает образумиться, понять, что "нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой, отвоевывая на пользу себе ее богатства". По мнению писателя, России угрожает не классовая опасность, а возможность, одичания, бескультурья. Все обвиняют друг друга, с горечью констатирует Горький, вместо того, чтобы "противостоять буре эмоций силу разума".

Иван Бунин ОКАЯННЫЕ ДНИ

Это дневник Бунина. Оскверняет все нововведения. Октябрьскую революцию Иван Бунин переживал мучительно и долго, и следы этих дум и чувств запечатлены в «Окаянных днях».«Окаянные дни» – книга, по словам Г. Струве, «зарисовки революционной смуты... проникнутые страстной ненавистью к революции и к новому строю». Форма книги - дневниковые записи, датированные 1 января (старого стиля) 1918 - 24 марта 1919 в Москве и 12 апреля - 20 июня 1919 в Одессе, передающие то, что «предчувствовалось, вероятно, многими…» - атмосферу времени, лейтмотив которого выражен словами «прохожего мужика» - «пропала Рассея».

Русская революция означала для Бунина конец исторической России, ее культуры, веками установившихся традиций, ее духовного облика - все худшие черты русского человека, самые отрицательные стороны его души, о которых Бунин не раз писал до революции, выплеснулись наружу. Революция, впервые в мире проявившая себя во Франции, осуществила в русской фазе своего развития нечто безмерно страшное, доселе небывалое, поистине совершенно новое. К пониманию этой истины вплотную подходит Бунин в «Окаянных днях», но все же завершающего слова не сказал.