Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).
Интеллектуальная пьеса — особый тип драматургии: персонажи в лицах разыгрывают художественную концепцию автора; пьеса дает рациональный анализ актуальных проблем; мир пьесы реален и условен; драматург ставит своих героев в экспериментальные обстоятельства и исследует их характеры, тип их поведения. Интеллектуальная драма — это столкновение не только характеров, но прежде всего мыслей, которые эти характеры выражают и «разыгрывают», это не столько «сшибка характеров» (Белинский), сколько сшибка идей. Интеллектуальная драма не столько стремится правдиво отразить типические характеры, действующие в типических обстоятельствах, сколько решить ту или иную проблему во всей ее сложности и многогранности.
«Голый король». На «афише» пьесы указан её жанр: это пьеса-сказка; сам автор даёт такое определение жанра. Традиционный сказочный конфликт, тем не менее, здесь немного модернизируется. Его также можно характеризовать как конфликт между молодостью и старостью, между будущим и прошлым, так как противоборствующими сторонами здесь оказываются король-отец и король-жених с одной стороны и молодые люди — свинопасы и принцесса — с другой стороны. Но здесь впервые у Шварца на первый план выдвигается любовная линия. Особенностью данной пьесы является тот факт, что Шварц использует для её создания сразу несколько сказочных сюжетов, позаимствованных из европейской литературной сказки, а именно — у Г. Х. Андерсена. Эти сюжеты контаминируются самым причудливым образом. Несмотря на изящество и остроумие автора, все-таки вторичность этой драматургии ощущалась современниками довольно остро. Финал пьесы «Голый король» во многом свидетельствует о победе молодых и энергичных героев, однако это открытый финал, которые впоследствии станут столь характерными для более поздних пьес Шварца.
В «Тени» образы центральных героев уже буквально раздваиваются. Протагонистом и антагонистом в данной пьесе являются не два разных, противопоставленных друг другу героя, а две стороны одного человека. Учёный борется сам с собой, то есть буквально со своей теневой, тёмной стороной. Главный конфликт в «Тени» — это конфликт в душе персонажа, конфликт двойников. В душе героя живёт тёмное и светлое начало, и победить герой должен не внешнего врага, а свою тёмную сторону. В следующей пьесе Шварца «Дракон» эта идея будет выражена максимально лаконично: необходимо убить Дракона в себе. Образы Учёного и Тени продолжают богатейшую литературную традицию: образы Фауста и Мефистофеля, Ивана Карамазова и Чёрта. Шварц продолжает и развивает мотив нераздельности, слиянности добра и зла, точнее ― мотив возможности сосуществования и борьбы доброго и злого начал в душе одного человека. Тем самым Шварц показывает противоречивость человеческой натуры. Итак, двойничество, создание системы двойников — принципиальный приём Шварца. Мир его произведений также двойствен, неоднозначен, подвижен. Е. Шварц в своих произведениях использует унаследованный сказкой от предшествующей культуры, от мифа, двоичный принцип освоения мира.
"Дракон" Евгения Шварца - довольно известное произведение подсоветской литературы. Перед нами классическая аллегория. Советская цензура позволила себе и читателям расшифровать её в нужном для себя ключе: в Драконе она предпочла увидеть "фашизм", в Бургомистре и его помощниках - крупную буржуазию, а в городских обывателях - её же, но мелкую. Идею аллегории усматривали в том, что уничтожение фашизма ещё не означает освобождения от власти тёмных сил, его породивших. Ланцелот же неплохо смотрелся как образ "сознательного пролетариата", сокрушающего фашистскую гадину, но пока ещё не освободившего мир от эксплуатации человека человеком, которая и есть настоящая причина всех зол. Военное (1943) время легитимизировало подобное прочтение, тема "латентной фашизоидности капитализма" была вполне актуальной для советской пропаганды, так что никаких лишних вопросов эта интерпретация не вызывала.
.
- 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи.
- 3. Поэзия в первые послеоктябрьские годы (Ахматова, Бедный, Брюсов, Гумилев, Волошин)
- 4 Публицистика первых лет революции
- Вопрос 5. Государство и литература, формы взаимодействия. Культурная политика советской власти.
- Вопрос 6. Роман-антиутопия «Мы».
- 8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).
- 10. Стилевое своеобразие повести б.Пильняка «Голый год»
- 12.Бабель проблема революционного гуманизма
- 13. Поэмы Маяковского
- 13. Серафимович «Железный поток».
- 14. Фадеев "Разгром"
- 17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.
- 19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов
- 21. Концепция личности в творчестве Горького
- 24. Литература соцреализма 20-30-х годов. Анализ произведений данного худ метода
- 25. Роман воспитания в литературе 1930-х годов («как закалялась сталь» н.Островского)
- 27. Чел и мир в твор-ве Платонова. Хаар-кА одной из работ, посвященных писателю
- 28. «Реквием» Ахматовой
- 31. «Шолоховский вопрос» в отечественном и зарубежном литературоведении.
- 32. «Тихий дон» как роман-эпопея.
- 33. Истоки и смысл трагедии г. Мелихова.
- 35. М. Булгаков: основные вехи творческого пути. Характеристика одной из работ, посвященных писателю.
- 36. Поэтика романа м.Булгакова «м и м». Мировоззренческие основы романа м.Булгакова «м и м».
- 37 Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930х гг
- 37. Художник и власть в романном творчестве м.Булгакова 1930-х годов
- 38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.
- 39. Споры о художественном методе русской литературы советской эпохи
- Интеллектуальная драма е.Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»).