№ 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
Поэты старшего поколения в литературном процессе 1870–1890-х годов.
1. «…Муза моя безотрадно плакучая»: А.Н. Апухтин (1840–1893).
а) Расскажите, как складывалась творческая судьба поэта.
б) Напевный стих как характерная черта лирики Апухтина. Проанализируйте любое стихотворение и покажите, какими средствами создается мелодичность стиха.
в) Романсная лирика Апухтина – «визитная карточка» поэта:
– «роковая любовь» и трагедия угасающей жизни («Я ждал тебя…», Пара гнедых, Цыганская песня);
– эстетизация любовного чувства, («Ночи безумные, ночи бессонные…», «День ли царит, тишина ли ночная…»);
– предметный мир как импульс для лирической медитации (Астрам, Разбитая ваза).
г) Драматизм повседневного существования в сюжетных стихотворениях Апухтина (Старая цыганка, С курьерским поездом, Сумасшедший).
Наизусть: 2 стихотворения, фрагмент из стихотворения «Сумасшедший».
2. «…Проникновенного безумия всполохи…»: поэзия К.К. Случевского (1837–1904).
а) Можно ли говорить о парадоксах биографии Случевского? Обратите внимание на то, что этот поэт – певец дисгармонии – был вполне благополучным чиновником.
б) Разговорность поэтической манеры Случевского (говорной стих). Проанализируйте одно из стихотворений и покажите такие особенности стиха, как небрежение формой, «косноязычие», разговорность оборотов, насыщенность глаголами, многообразие интонаций («Я видел свое погребенье…», На кладбище, «Да, нет сомненья в том, что жизнь идет вперед…», «Ходит ветер избочась…», Нас двое).
в) Философское содержание лирики Случевского:
– философское осмысление обыденной жизни («Я задумался и – одинок остался…», «Гляжу на сосны – мощь какая!»);
– лирическое переживание пограничного состояния мира (мир на грани добра и зла). Мефистофель как лирическая маска автора в цикле «Мефистофель» (одно стихотворение на выбор: Мефистофель в пространствах, На прогулке; Мефистофель в своем музее);
– жизнь «за гранью мирозданья» как лейтмотив лирики Случевского (цикл «Загробные песни»). Утверждение философской идеи бессмертия («В час смерти я имел немало превращений…», «Дочь приехала. Слышу – ввели…»).
Наизусть: 3 стихотворения.
Новые поэты, завершающие старый век.
1. «Властитель дум» молодежи 1880-х гг. С.Я. Надсон (1862–1887).
а) Творческая биография поэта.
б) Ораторский стих Надсона. Обратите внимание на обилие риторических конструкций и прямой адресации к читателю в поэзии Надсона. Проанализируйте стихотворение и покажите особенности ораторского стиха («Рыдать? – Но в сердце нет рыданий…», «Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат…», «Не завидуй им, слепым и беззаботным…», «В минуты унынья, борьбы и ненастья…», «Не вини меня, друг мой, – я сын наших дней…»).
в) Надсон как завершитель гражданской традиции в поэзии XIX века. Трагическая обреченность высоких порывов лирического субъекта («Что дам я им, что в силах я им дать?…», «Я их не назову врагами…», «Гаснет жизнь, разрушается заживо тело…», «В больные наши дни, в дни скорби и сомнений…»).
Наизусть: 2 стихотворения.
2. «Король грез» К.М. Фофанов (1862–1911).
а) Что вам известно о творческой судьбе К.М. Фофанова?
б) К какому типу (напевному, говорному, ораторскому) можно отнести стих Фофанова? Проанализируйте любое стихотворение и обоснуйте свою позицию.
в) Трагическое ощущение неблагополучия мира:
– «двоемирие» как тематическая основа лирики Фофанова («У поэта два царства…», Под музыку осеннего дождя);
– антиномия мечты и действительности: покажите, что «мечта», «греза»… (продолжите этот ряд) – ключевые образы в стихах Фофанова («Не правда ль, все дышало прозой…», «Звезды ясные, звезды прекрасные…»).
г) Символистские тенденции в лирике Фофанова:
– импрессионистичность стиля: смена настроений и переживаний («Деревня скрылася… и нивы», В старом саду);
– иррациональнизм мироощущения (Чудовище, Лабиринт);
– метафоричность стиха, ассоциативная связь образов («Как воздух свеж…», Светит месяц).
Наизусть: 3 стихотворения.
Литература
Обязательная
Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. Л., 1991 (Б-ка поэта, Большая серия).
Случевский К.К. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1988.
Надсон С.Я. Полное собрание стихотворений. М., 1962 (Б-ка поэта. Большая серия).
Фофанов К.М. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1962 (Б-ка поэта. Большая серия).
Сапожков С.В. К.М. Фофанов. Жизнь и житие // Литература в школе. 1998. № 3.
Вступительные статьи к поэтическим сборникам.
Дополнительная
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения