logo search
ребяткам

38. Детская литература 1930х гг. Общая характеристика. Анализ творчества одного из детских писателей.

30е гг были провозглашены «веком ребенка». Сам Сов.Союз был молодым госуд-вом, еще на стадии ребенка. Богданов, теоретик пролеткульта, еще в 20х гг созд.книгу «Красная звезда» - для детей. Сюжет: на марсе создали дом детей, их воспитывают общие родители.

Полемика: как быть с христианской детской литературой? – в 20е гг. В 30ее гг закладывается тенденция к реализму в детск.лит-ре.

В раннем соцреализме отсутствует тема детства вообще. Вытесняется на периферии тема семьи (ведь семья – это чувство интимно-лиричное, а не общественное).

Поэзия для детей: речевки, марши, рассказы и пьесы агитационн.хар-ра. В 30е гг уже появляются дети, рожденные в СССР. Нужны книги. Проект: побуждение ребенка самого писать. Появляются литерат.кружки, литерат.школы. Но судьба ребенка и его семьи могла сложиться трагично после неправильно написанного произведения. Горький: нужно править детские произведения. Чуковский – не нужно.

Детская литература

30е гг – политич.борьба оказывается вынесенной на страницы детских изданий. Явление Эзопова языка в детской лит-ре. Невинное детское содержание, за которым взрослый читатель прочитывает свой, далеко не невинный смысл. Двуплановость детской лит-ры.

Даниил Хармс «Из дома вышел человек». Ни Шолохов, ни Солженицын не смогли в той мере передать атмосферу 30х гг – атм.страха – как это сделала детская лит-ра. Игра словами, сюжетом, ассоциациями, разнообразие образов – возможности, кот.давала дет.лит-ра. Вырастает образ всевидящего чудища, под взглядом которого люди умудряются не только находиться, но даже радоваться. Утверждается образ ребенка как взрослого. Отменяется особость детства. Ребенок делает то же, что и взрослый. А.Барто «Отец у станка - и мы у станка». М.Горький считал, что нельзя отменять мир детства, взрослить ребенка искусственно. Нельзя использовать детей как инструмент для утвержд.власти. Нельзя ребенка лишать радостей и заменять эмоции назиданием. Близость ребенка к народному языку. Горький отстаивает развлекательную сторону дет.лит.

Для детей: в ж «Северное сияние», отдел «Для любознательных»; журналы «Юные товарищи», «Юные строители», «Барабан»; самые популярные ж-лы как у детей, так и их родителей – «Чиж», «Еж» (30-41гг).

С. Маршак, Евг. Шварц, Борис Житков, Дании Хармс, Н.Заболоцкий – редакция «Чижа» и «Ежа».

«Чиж» - для маленьких; «Еж» - для старших. Редакция жила в атмосфере игр, юмора.

Ж-л «Пионер» - для старших школьников.

Детск.писатели: К. Чуковский, С.Маршак, Паустовский, Арк.Гайдар, Пантелеев.

1921 – созд. «Институт детск.чтения». Какой д/б детск.лит-ра, образы? Луначарский, Крупская – обсужд.эти вопросы. Дискуссия о сказке: вредна для советск.ребенка, отрывает от реального социалистич.мира, содержит буржуазн.идеологию. всегда присутствует либо религиозность, либо мистицизм. Крупская: надо оствавить жанровые признаки, но наполнить коммунистич.содержанием. Протестовали против отмены сказки: Луначарский, Маршак, Горький. Сказка учит ребенка фантазировать, мыслить. Остро стоит вопрос о качестве дет.книги: как совместить художественность и педагогич.наполнить? Вопрос о дет.поэзии: она должна отлич.четкостью, мин.сложных образов. Хармс, Заболоцкий, хлебников – авангардисты. Существенно развили дет.лит-ру.

Дет.лит-ра: 3 пласта по возр.

1. от 0 до 3х лет – для самых маленьких

2. д\ младш.школьн.и дошкольн.возр.

3. д/ старшекл

С.Я Маршак

«Детки в клетке», «Пожар», «… о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный»

Простота, лаконизм, юмор. Дети уч.опр-ть предметы, выводить логич.связи. Доклад на 1м съезде «За большую д/лит». Маленькая книжка не значит ничтожная. Она д/б большая по смысловому содержанию и в аспекте работы худ-ка над ним. Н/говорить о добром, умном, воспит.ценности. Давать реальность ч/з бытовое подражание неинтересно, надо ч\з романтику. По просьбе Маршак в д/лит.вошли Шварц, Хармс. Введенский. Был поставлен «Золотой ключик». Маршак ставит «Кошкин дом».

Сергей Владимирович Михалков

35 г «А что у вас?», поэма «Дядя Степа». Это герой, кот.живет по соседству. Место чуду есть в любом дворе. (1ч – нигде не работает, 2 – уходит на флот, 3 – д.Степа – милиционер) – гимн советскому постовому, олицетворение целой госслужбы. Д.Степа – сила, кот.восстанавл.баланс м/добром и злом.

Пьеса «Зайка-зазнайка».

2. Для старших школьн.

Николай Носов

«Живая шляпа», «Мишутка и Стасик», «Огурцы» - в «Мурзилке». Сборник «Тук-тук-тук».

Книжка «Витя Малеев в школе и дома». Герои Носова – обычные дети: фантазеры, проказники, непосредственны, искренни. Ситуации обычные, но эмоционально напряженные. Дети попадают в сит нравственного.выбора – воспитание.

35г. трилогия о Незнайке. Герои все индивидуальные. Учит, как нужно дружить, как поступать: «Незн.и его друзья», «Н.в солнечном городе», «Н.на Луне» - сатира на буржуазно-капиталистич.строй. Показ-ся гос.и экономич.устр-во. Высшие моральные ценности бурж.общ-ва.

3. Д/старш.школьн.

А.Волков «Волшебник изумрудного города»

«Лагин» - «Старик Хоттабыч»

В. Каверин «15-летний капитан» романтика действия, подвига, борьба против неспр., жадности. Борьбы м/у теми, кто юность сохранил и теми, кто утратил. Романтика свершения.

Корней Иванович Чуковский

Критик, переводчик, поэт, мемуарист

1907 – книга «Матерям о детских журналах» Критикует журналы. Дети – своего рода безумцы, их сознание неадекватно в нашем предствлении. Чтобы писать для детей лит-ру н/самому стать «сумасшедшим».

Кн. «От 2х до 5ти», «Заповеди дет.поэта»

1. Дет.инарод.твор-во родственны по природе своей. Стремление перевернуть мир – древнейшая черта. Смех у ребенка – пок-ль нравствен.и интеллект.здоровья.

2. Динамика. Должны происходить постоянные смены образов.

3. Мифичность и мелодика стиха Дети чувствительны к фонетике. Надо как можно больше гласных.

4. Большое кол-во глаголов – лучше восприним.действие, а не состояние.

5. Любимый р-р детей – хорей

1918 – поэма «крокодил»

«Муха – цокотуха», «Тараканище» (21), «Краденое солнце», «Федорино горе», «Мой Додыр»

Переводы: «Барон Мюнхгаюзен», «Робинзон рузо», сказки Киплинга.

Мифы для детей: про Персея. Геракла, героизм, убран Эрос, смягчение жестокости.