Литература
Обязательная
Чехов А.П. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Скучная история. Дуэль. Палата № 6. Черный монах. Учитель словесности. Дом с мезонином. Ионыч. Дама с собачкой. Примечания к текстам см. по изданию: Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М., 1977. Тт. 7–10.
Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.
Громов Михаил. Книга о Чехове. М., 1989.
Овчарова П.И. Пушкин в литературной памяти Чехова // А.С. Пушкин и русская литература. Калинин, 1983.
Дополнительная
1. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.
2. Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. М., 1984 («Из повести “О любви”»).
Работая с чеховскими текстами, необходимо учитывать авторскую установку, высказанную в письме к А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.: «Вы смешиваете два понятия – решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника» (Письма. Т. 3. С. 46). Чехов сознательно избегает прямых авторских оценок, он подчеркнуто антитенденциозен. Современники не раз упрекали его в чрезмерной объективности и беспристрастности тона, отсутствии собственной позиции, не понимая, что своеобразие его поэтики заключается в особых формах выражения авторской интенции, создающих напряженность эмоциональной атмосферы произведений. Анализируя рассказы Чехова, обратите внимание на функцию пейзажа в его текстах.
Чехов в литературе продолжил линию, идущую от Салтыкова: главным объектом его внимания является «средний человек». Чехов, также возлагавший на интеллигенцию социальные надежды, по-своему продолжил и щедринское разоблачение героя-интеллигента. Он писал И.И. Орлову 22 февраля 1899 г.: «…вся интеллигенция виновата, вся <…> Пока это еще студентки и курсистки – это честный, хороший народ, это наша надежда, это будущее России, но стоит только студенткам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры» (Письма. Т. 8. С. 101).
Обратите внимание, что понятие «футляр», ставшее ключевым в произведениях Чехова, восходит к повести Достоевского «Записки из подполья», герой которой заявлял: «…моя квартира была мой особняк, моя скорлупа, мой футляр, в который я прятался от всего человечества…» (Достоевский Ф.М. Т. 5. С. 168).
- Планы и методические указания № 1. Роман ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
- Обязательная
- № 2. Смерть и воскресение героя в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- № 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?
- № 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами» (роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
- Обязательная
- Литература по творчеству Достоевского
- № 5. Философско-сатирический роман м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- № 6. Эсхатологический смысл романа м.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
- № 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Литература по творчеству м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник», «Левша», «Прекрасная Аза»)
- Литература по творчеству н.С. Лескова
- Литература
- № 10. Роман вопросов «Анна Каренина»
- Литература
- № 11. Роман ответов «Воскресение»
- Литература по творчеству л.Н. Толстого
- № 12. «Футлярность» жизни русской интеллигенции в изображении а.П. Чехова
- Литература
- № 13. Драматургия а.П. Чехова второй половины 1890–начала 1900-х годов («Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни)
- Литература по творчеству а.П. Чехова
- № 14. Русская поэзия 1870–1890-х годов: в преддверии «серебряного века»
- Тарланов е.З. Константин Фофанов: Легенда и действительность. Петрозаводск, 1993 (см. В этом издании список литературы).
- Дополнительная
- Тексты для чтения