logo search
ребяткам

8. Проблема «человек и революция» в прозе 1920-х гг («Сорок первый» б. Лавренева, «Гадюка» а. Толстого, «Щепка» Зазубрина, «Шоколад» а. Тарасова-Родионова).

Писатели, которые не просто приняли революцию, но участвовали в ее подготовке и воевали на фронтах гражданской войны, раньше других поняли истинный смысл происходящих событий. Это понимание отражалось в их произведениях.

Толстой «Гадюка» - автор соотнес две близкие оппозиционные эпохи. Он противопоставил высокие идеалы бойцов гражданской войны помрачение их в пошлом окружении нэпманской, вновь сформировавшейся чиновничьей, мещанской среды. В произведении прорисован психологический тип героя, от лица которого ведется повествование, и через сознание этого героя обнажена драма идей и быта. Установка писателя на устную речь, за которой определенный тип сознания.

    На примере жизни Ольги Вячеславовны Зотовой писатель показывает трагедию целого поколения. В ранней молодости ее опалили революция и гражданская война. Из беззаботной и нежной гимназистки перерождается она в беспощадного и выносливого бойца. “После всех происшествий от нее, казалось, остались только глаза, но горели они бессонной страстью, нетерпеливой жадностью”. Благополучное прошлое было отринуто, оно ушло безвозвратно, а впереди было светлое будущее. К нему стремились, за него боролись и отдавали свои молодые жизни. Любовь между командиром Емельяновым и вестовой Зотовой была глубокая и сильная, но платоническая — время было боевое, не до романтики: “Женой бы тебя сделал, Оля, да нельзя сейчас, понимаешь...” А потом все оборвалось в одночасье — погиб любимый. Казалось, жизнь должна кончиться, но ей всего только двадцать два, а сколько пережито, на несколько жизней бы хватило. “В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь”. Но что она видела? — войну! Воевать умела и ненавидеть, а вокруг совсем другая, враждебная жизнь. Ольга Вячеславовна пытается понять окружающее, может быть, приспособиться к нему. Но мещанство и сытость вызывают резкое неприятие со стороны героини. Она все время возвращается в мыслях к своему боевому прошлому. Там была смертельная опасность, но все гораздо проще и понятнее: кто — враг, кто — друг. Здесь же все враждебны ей. Она опять встретила свою судьбу. “Ольга Вячеславовна всего минуту глядела на этого человека, и все существо ее сказало: он...” Но этот мир создан не для таких, как она. Зотова слишком наивна и прямолинейна, бескомпромиссна и жестока. Для нее не существует оттенков и полутонов, только белое и черное. И когда выясняется, что у нее есть соперница, Ольга Вячеславовна стреляет в нее. Так она поступала на фронте, убивая врагов. Эти же законы она привнесла в мирную жизнь. Сонечка Варенцова олицетворяет для Зотовой все худшее, темное и враждебное, с чем невозможно примириться: тогда для чего же были жертвы революции и гражданской войны, ради чего погиб Емельянов? Зотова мстит за погубленную жизнь, за поруганные идеалы.

Зазубрин «Щепка» - исследование противоречий революции. В основе содержания повести – откровенные беседы писателя с работником ГПУ. Главный герой председатель губчека Андрей Срубов руководит расстрелом людей. Детально изображается поведение каждого человека перед расстрелом. Но у Срубова нет колебаний. Он оправдывает себя тем, что действует на благо революции. Революция представляется Срубову в образе «беременной бабы, русской, широкогрудой, в рваной, заплатанной, грязной, вшивой холщовой рубахе», и он любит ее такую, какая она есть, «подлинную, живую, невыдуманную». С первых строк страшное нависает над героем Срубовым, с первой строки чувствуется надрыв героя, несущего свой тяжелый революционный долг. В результате работы в ГПУ герой сходит с ума. У него появляется двойник из зеркала, что свидетельствует о начале душевной болезни. В повести сцены допросов, насилия, облав чередуются с раздумьями главного героя о терроре, о казни публичной и негласной.

В финале повести показана резкая перемена в судьбе героя: он попадает в клинику для нервнобольных. Отступление от чистоты нравственных норм приводит к гибели человеческой души. Однако Срубов погибает потому, что не смог превратиться в машину по уничтожению классовых врагов.