logo search
Планы ИРЛ, 3 курс, 2 семестр

№ 3. «Фантастический» роман ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота?

I. Из истории создания романа (Достоевский о своем замысле в письме к С.А. Ивановой от 1 января 1869 г.). «Идиот» в литературном процессе 1860-х гг. Соотнесите это произведение с такими литературными явлениями эпохи, как роман о «новых людях», «антинигилистический» роман, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

II. «Неправдоподобная правда» человеческих отношений в романе Достоевского.

1. Карнавализация как особый способ организации действия в романе. Сцена как основной сюжетно-композиционный прием (последовательное развертывание сцен на «площади»: разговор в вагоне поезда; князь в гостиной Епанчиных; скандал в доме Иволгиных… – продолжите этот ряд). Принцип «зеркальности» в архитектонике романа: день рождения Настасьи Филипповны и день рождения князя Льва Николаевича как два композиционных центра.

2. «Двойная любовь» князя:

а) «Безумная» и «идиот». Судьба «инфернальницы» Настасьи Филипповны Барашковой – трагедия «мечтательницы». Тема купли-продажи в романе. «Фантастический» характер героини и ее самооценки. «Любовь-жалость» князя как любовь «для нее».

б) женщина-ребенок Аглая и ее «стыдная» любовь к князю. Как проявляется характер героини в сцене «дуэли»? Земная любовь князя к Аглае как любовь «для себя».

III. «Фантастичность» человеческой натуры в изображении Достоевского.

1. Приведите примеры использования понятия «фантастический» в тексте романа.

2. Олицетворение в образе «князя Христа» идеи любви и всепрощения. Фольклорные истоки образа «Идиота» (герой-«дурак»). Функция в романе образов Дон Кихота и пушкинского «рыцаря бедного». Можно ли назвать Акакия Акакиевича Башмачкина литературным «двойником» Мышкина?

3. «Апостолы» «князя Христа»:

а) Друзья-предатели:

– амбивалентная сущность Рогожина (любовь-ненависть к князю). Рогожин как антипод Мышкина; параллелизм сюжетных линий героев (общность экспозиции, любовь к Настасье Филипповне);

– «иуда» Ганя Иволгин: «наполеоновские» претензии «обыкновенности». Ганя как антипод Мышкина; параллелизм сюжетных линий героев (оба в ситуации между Аглаей и Настасьей Филипповной).

б) Родственные души и верные ученики:

– «дитя» Елизавета Прокофьевна и ее дочери; фольклорная основа образов трех сестер;

– юные последователи князя Коля Иволгин и Вера Лебедева: в чем их сходство с Мышкиным?

в) «Карнавальная» толпа:

– «карнавальные» шуты: Лебедев как «подпольный» вариант типа «маленького человека»; генерал Иволгин; «щедринские» персонажи Фердыщенко (см.: «История одного города») и «отставной поручик» Келлер (см.: «Обманутый подпоручик» в книге «Губернские очерки»);

– образы «новых людей» и тема нигилизма в романе. Можно ли назвать Ипполита Терентьева «подпольным» героем?

4. Особенности речи автора и героев: «намеки, недосказанные слова, умолчания, загадки».

5. Сюжетные намеки, умолчания и пророчества. Реализация в сюжете принципа «сбывшегося пророчества»: картина Г. Гольбейна-младшего «Мертвый Христос» как трагический символ романа. Какова, по вашему мнению, функция «картины» Настасьи Филипповны, существующей в ее воображении?

Литература

  1. Достоевский Ф.М. Идиот (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 9).

  2. Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987. С. 341-342 (письмо к С.А. Ивановой).

  3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 4).

  4. Скафтымов А.П. Нравственная композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

  5. Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Энгельгардт Б.М. Избранные труды. СПб., 1995.

Центральный герой романа – это идеально чистая и прекрасная натура, живое воплощение христианского учения. Но он вместе с тем и идеолог (хотя сам это отрицает), выражающий в своих речах-проповедях определенный комплекс идей. Прообразом идей героя была «русская идея» Достоевского, ярко выраженная им в письмах 1867–1870 гг. к А.Н. Майкову, позже получившая публицистическое оформление в «Дневнике писателя» и ставшая также прототипом идей героев в романах «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». В романе «Идиот» надо обратить особое внимание на сцену «смотрин», происходящую в Павловске у Епанчиных. Здесь князь Мышкин разоблачает католичество как веру «нехристианскую»: «…католичество римское даже хуже самого атеизма <…> Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противопо-ложного! Он антихриста проповедует <…> Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: Non possumus! [Не можем!] По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем все подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч <…> Ведь и социализм порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием!» (Ч. IV. Гл. VII). В этом же монологе князь приводит слова некоего купца-старообрядца: «Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет» (8, 452). Это не только характерный пример идеологической функции центрального героя, но и важный смысловой пласт в романе и в творчества Достоевского 1860–1870-х гг., одна из составляющих его «русской идеи». Сравните рассуждения князя Мышкина с идеями, высказанными Иваном Карамазовым в последнем романе Достоевского.