logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Детская литература

Тема 9. Педагогический компонент литературы для детей

Писатель как педагог. Писатели-педагоги. Нравственный эффект чтения книг и способы его интенсификации. Пути педагогического воздействия детской книги. Современное и вечное в литературе для детей.

Чтение мальчиков и девочек: единство и различия. Мелодрама в детском чтении.

Тема 10. Познавательный компонент литературы для детей

Познавательность как непременное качество детской литературы. Способы сообщении объективной информации в научно-популярном и научно-художественном тексте. Роль документального начала в детской книге. Жанры познавательной литературы для детей. Писатели-популяризаторы науки Научно-популярная периодика для детей, роль ее в начальной профессиональной ориентации.

Тема 11. Художественные особенности детской литературы

Русская демократическая критика о природе литературы для детей. В.Г.Белинский о детской литературе. Тип детского писателя. Знание особенностей ребенка-читателя, наличие опыта общения с детьми, диалог с читателем в тексте как важные условия популярности детской книги. Черты поэтики текста для детей: динамика, литературный язык, связь с фольклором. Проблемы адаптации «взрослых» текстов для детского чтения.

Раздел 5. Основные этапы развития отечественной и зарубежной детской литературы

Тема 12. Произведения западноевропейских романтиков в детском чтении

Сказочник и время: творчество Ш.Перро. Романтическая сказка: истоки, особенности связи с фольклором, идея народного духа, культ ребенка. Сказочный хронотоп и романтический эскапизм. Ребенок в романтической сказке. ТворчествоВ.Гауфа. "Караван", "Харчевня в Шпессарте": принципы образования сказочного цикла. Братья Гримм: народное начало в литературной сказке. "Щелкунчик и Мышиный Король" Э.Т А.Гофмана и структура рождественской сказки. Романтическая сказка в современном детском чтении.

Тема 13. Реалистическая русская и зарубежная проза Х1Х-ХХ вв. в детском чтении

Эволюция представления о ребенке в педагогике и детской литературе. Творчество Ч. Диккенса и диккенсовская традиция в изображении детей. «Роман дороги» как форма раскрытия характера ребенка (Г.Мало. "Без семьи"). Контраст характеров как один из принципов изображения детей (М.Твен "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна". В Драгунский "Денискины рассказы". А.Гайдар "Чук и Гек" и др.).

Идеальный ребенок в детской литературе (Фр. Бернет «Маленький лорд Фонтлерой», «Маленькая принцесса», Э. де Амичис «Сердце», Э. Портер «Поллианна», А.Алнесин «Поздний ребенок» и др.).

Литература для девочек. Сегодняшнее прочтение прозы Л.Чарской. Духовный мир девочки (Р.Фраерман. "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви". Р.Погодин "Дубравка" и др.).

Книги для мальчиков. Р.Л.Стивенсон «Остров сокровмщ». Герои прозы А.Гайдара. Гайдаровская традиция в советской прозе. В.Каверин "Два капитана", Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки"..

Социальная проблематика в произведениях для детей (Л.Кассиль, А.Бруштейн, В.Катаев, В.Осеева, А.Гайдар, Г.Белых и Л.Пантелеев).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4