Тема 9. Педагогический компонент литературы для детей
Писатель как педагог. Писатели-педагоги. Нравственный эффект чтения книг и способы его интенсификации. Пути педагогического воздействия детской книги. Современное и вечное в литературе для детей.
Чтение мальчиков и девочек: единство и различия. Мелодрама в детском чтении.
Тема 10. Познавательный компонент литературы для детей
Познавательность как непременное качество детской литературы. Способы сообщении объективной информации в научно-популярном и научно-художественном тексте. Роль документального начала в детской книге. Жанры познавательной литературы для детей. Писатели-популяризаторы науки Научно-популярная периодика для детей, роль ее в начальной профессиональной ориентации.
Тема 11. Художественные особенности детской литературы
Русская демократическая критика о природе литературы для детей. В.Г.Белинский о детской литературе. Тип детского писателя. Знание особенностей ребенка-читателя, наличие опыта общения с детьми, диалог с читателем в тексте как важные условия популярности детской книги. Черты поэтики текста для детей: динамика, литературный язык, связь с фольклором. Проблемы адаптации «взрослых» текстов для детского чтения.
Раздел 5. Основные этапы развития отечественной и зарубежной детской литературы
Тема 12. Произведения западноевропейских романтиков в детском чтении
Сказочник и время: творчество Ш.Перро. Романтическая сказка: истоки, особенности связи с фольклором, идея народного духа, культ ребенка. Сказочный хронотоп и романтический эскапизм. Ребенок в романтической сказке. ТворчествоВ.Гауфа. "Караван", "Харчевня в Шпессарте": принципы образования сказочного цикла. Братья Гримм: народное начало в литературной сказке. "Щелкунчик и Мышиный Король" Э.Т А.Гофмана и структура рождественской сказки. Романтическая сказка в современном детском чтении.
Тема 13. Реалистическая русская и зарубежная проза Х1Х-ХХ вв. в детском чтении
Эволюция представления о ребенке в педагогике и детской литературе. Творчество Ч. Диккенса и диккенсовская традиция в изображении детей. «Роман дороги» как форма раскрытия характера ребенка (Г.Мало. "Без семьи"). Контраст характеров как один из принципов изображения детей (М.Твен "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна". В Драгунский "Денискины рассказы". А.Гайдар "Чук и Гек" и др.).
Идеальный ребенок в детской литературе (Фр. Бернет «Маленький лорд Фонтлерой», «Маленькая принцесса», Э. де Амичис «Сердце», Э. Портер «Поллианна», А.Алнесин «Поздний ребенок» и др.).
Литература для девочек. Сегодняшнее прочтение прозы Л.Чарской. Духовный мир девочки (Р.Фраерман. "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви". Р.Погодин "Дубравка" и др.).
Книги для мальчиков. Р.Л.Стивенсон «Остров сокровмщ». Герои прозы А.Гайдара. Гайдаровская традиция в советской прозе. В.Каверин "Два капитана", Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки"..
Социальная проблематика в произведениях для детей (Л.Кассиль, А.Бруштейн, В.Катаев, В.Осеева, А.Гайдар, Г.Белых и Л.Пантелеев).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Федеральное агентство по образованию
- Рабочая программа
- 1.Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4.Содержание курса
- Раздел 2. Фольклор в детском чтении
- Тема 3. Волшебные сказки
- Тема 4.Загадки. Заклички. Дразнилки. Перевертыши. Пестушки. Потешки. Прибаутки. Страшилки.
- Тема 8. Нравственная проблематика в литературе для детей
- Тема 9. Педагогический компонент литературы для детей
- Тема 14..Зарубежная литературная сказка XIX - XX веков
- Тема 15.Русская литературная сказка
- Тема 17. Сказки к Чуковского
- Раздел 6. Приключенческая и научно-познавательная литература для детей.
- Тема 18. Детективы для детей
- Тема 19. Классики зарубежной научно-познавательной литературы для детей
- Тема 20. Классики русской научно-познавательной литературы для детей
- Тема 21. Классики фантастики
- Тема 22. Русская фантастика для детей
- Раздел 7. Система жанров детской литературы
- Тема 23. Сказ в детском чтении
- Тема 24. Драматургия для детей
- Тема 25. Литературные сказки
- Тема 26. Повести и рассказы
- Тема 27. Святочные рассказы
- Тема 28. Поэзия для детей
- Раздел 8. Тенденции развития современной детской литературы
- Тема 33. Энциклопедии, справочные издания, популярные учебники для детей
- Раздел 9. Методика анализа произведений детской литературы
- Тема 34... Анализ поэтики детской книги.
- Тема 35. Анализ проблематики детской книги
- Тема 36. Биография писателя в анализе текста для детей
- Тема 37. Принципы отбора текстов для детского чтения
- 5. Темы практических занятий. Раздел 1. Круг чтения детей дошкольного возраста
- Тема 1. Фольклор и мифология в культурном пространстве ребенка. 2 часа
- Тема 2.Азбуки. Современные азбуки. Азбуки в стихах: типология, тенденции развития. 4 часа Вопросы и задания
- Раздел 2. Фольклор в детском чтении
- Тема 3. Волшебные сказки. 2 часа Вопросы и задания
- Тема 4. Потешки. Пальчиковые игры. 2 часа
- Раздел 3. Литература как основа духовного и нравственного становления личности
- Тема 8. Нравственная проблематика в литературе для детей. Проза а. Гайдара. 2 часа
- Раздел 4. Специфика детской литературы: художественный и педагогический компоненты
- Тема 11. Художественные особенности детской литературы. 2 часа
- Раздел 5. Основные этапы развития отечественной и зарубежной детской литературы
- Тема 13. Реалистическая проза х1х - хх вв. В детском чтении. 2 часа
- Тема 16. Сказки а.С.Пушкина. 2 часа
- Тема 17. Сказки к. И. Чуковского. 2 часа
- Раздел 7. Система жанров детской литературы
- Тема 24. Драматургия для детей. Анализ спектакля пермского тюЗа.
- Тема 27 . Святочный рассказ. 2 часа
- Тема 28 Поэзия для детей. 6 часов
- Раздел 9. Методика анализа произведений детской литературы
- Тема 34. Тема 35. Анализ поэтики и проблематики книги для детей. Нравственная проблематика в современной литературе о детях. Обсуждение рассказа. Андрей Геласимов. «Нежный возраст». 2 часа
- Тема 37. Принципы отбора текстов для детского чтения. Методические издания для организаторов детского чтения. Дошкольный возраст. 2 часа
- Раздел 8. Тенденции развития современной детской литературы
- Тема 32. Современная периодика для детей. 2 часа.
- Тема 33. Энциклопедии, справочные издания, популярные учебники для маленьких детей. 2 часа
- Примерные вопросы итоговой контрольной работы за 1 семестр.
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- 8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин
- 8.3. Методические указания студентам.
- Чтение в первом семестре
- 8.5. Методические рекомендации для преподавателя.
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Примерный перечень вопросов к экзамену по всему изучаемому курсу.