logo
2DetLitVuz2

Виталий Валентинович Бианки

В.В.Бианки (1894—1959) утверждал: «Самое ответственное в мире дело — искусство для детей». Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — живот­ные, птицы, растения. Писатель стремился донести до детей по­этическое мироощущение «жизнь — сказка»; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрос­лыми. Сохранить в душе поэзию, считал он, — одно из важней­ших условий становления полноценной личности. Горе тем, кому такое не удалось: «Язык стихий, язык всего мира чужд им: они не понимают и не хотят понимать его».

Бианки вырос в семье известного ученого-орнитолога.

Будущий писатель учился на факультете естественных наук Петербургского университета. Он много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Наблюдая за природой, Бианки пришел к такому выводу: «Одновременное существование в нашей жизни совер­шенно различных миров — факт неопровержимый. Только окон­чательно тупые люди думают, что мир так прост и скучен, как они его себе представляют. Людям юным и поэтам достаточно тол­чка извне, чтобы снова почувствовать его таинственную прелесть». Став детским писателем, он каждое свое произведение стремился сделать толчком к постижению таинственного и манящего мира природы. Пробудить любознательность ребенка и доставить ему эстетическую радость — такие задачи он ставил перед собой.

Первая сказка В.Бианки — «Путешествие красноголового во­робья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жан­ру, — «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту. Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намерева­ясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимо­сти их облика и повадок.

В «Лесных домишках» (1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж — юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги — и чуть не попадает в зубы белки. Бере­говушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве:

В обрыве — дырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длин­ному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спа­лось в ту ночь усталой маленькой Береговушке на мягкой теплой по­стельке из травинок, конского волоса и перьев...

Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием приро­ды, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузне­чику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигают­ся эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занима­тельной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке ник­то из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

Писатель, по его словам, старался избегать антропоморфиз­ма — очеловечивания природы, очень пугавшего издателей книг для детей в 20-е годы. Но вот в описании жизни мышонка ему это, к счастью, не удалось. Мышонок Пик попадает в положение Робинзона Крузо, и при этом он наделен вполне человеческими реакциями на все происходящее. Увидав пучеглазого лягушонка, он рассматривает «с удивлением и страхом его голую скользкую кожу». Как найти в незнакомом месте себе подобных? — задумы­вается герой и вспоминает, что мыши живут стаями. Строит он себе дом — воздушное гнездо, «как строили все мыши одной с ним породы». Мышонок радуется сделанным на зиму запасам, в ужасе удирает из гнезда совы, и ему «очень горько, что его серые род­ственники не захотели принять его в свою семью».

Как же все-таки Бианки относился к антропоморфизму в дет­ской литературе? Он считал, что «в деловой — научной или учеб­но-краеведческой — книжке антропоморфизма быть не должно»; здесь антропоморфизм — «неправда» и только путает читателя. Но природоведческая книжка может быть и художественной — и тог­да в ней надо нарисовать образ, показать субъективное, чувствен­ное восприятие самих животных и растений. «В художественной литературе, — писал Бианки, — антропоморфический образ жи­вотного, растения, даже неодушевленного предмета — чистей­шая "правда", глубоко верное изображение действительности...» Сказка «Мышонок Пик» (1927), как и все сказки и рассказы Биан­ки для детей, относится именно к таким художественно-познава­тельным произведениям.

Повествование в сказке о мышонке членится на главы, заклю­чающие в себе как эпизоды приключения, так и этапы внутрен­него развития героя. Причем сближение его переживаний с чело­веческими не отрывает героя от подлинной его биологической природы: во всех злоключениях поведение Пика подчинено ин­стинкту — он-то и помогает ему выжить.

Приручение Пика детьми в конце рассказа — важный нрав­ственный момент. Мышонок слушает игру мальчика на дудочке, музыка кажется ему красивой, и он совсем забывает про опас­ность. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, при­ручающие животных. Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, чело­век у него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.

Заботой Бианки было и воспитание самих воспитателей. «Заду­мал я сбить для детских "садовниц" (так он называл воспитатель­ниц детских садов — С. Н.) целую большую книгу (или малень­кую энциклопедию) — о простых чудесах... Такое написать, что­бы в самом простом изнутри светила тайна, сияло чудо, как оно и есть в природе. Так написать, чтобы можно было вслух читать самым маленьким "цветам", а "садовницы" глаза бы разинули на то, мимо чего они проходят, не замечая». В 1946 году эта книга вышла, называется она «Четыре времени года». Кроме сказок и рассказов самого Бианки в нее включены произведения Льва Тол­стого, Пришвина, Паустовского и др.

Однако при несомненной полезности книга оказалась далека от замысла Бианки. Писатель предчувствовал, что если «педагоги сами взялись за нее» (а так и произошло), то выйдет «обычная мертвая хрестоматия». Надо сказать, что Бианки ненавидел «пе­дагогическую мертвечину», учителей-чиновников, воевавших со сказкой, с живым, полнокровным и выразительным языком. Сами эти учителя, по его мнению, говорят на «ужасном дохлом языке» и от писателя требуют «обыкновенного суконного языка, доступ­ного среднему идиоту».

Еще в начале 30-х годов у Виталия Бианки возникла мысль написать «лирическое пособие» для начинающих детских да и «взрослых» писателей — «Рассказ о рассказах». Полностью закон­чить его Бианки так и не успел, хотя работал над ним долгие годы. Среди многих практических советов в этом «пособии» есть совет помнить слова Вольтера: «Единственный порочный жанр — это скучный». «А чтобы ваш рассказ не был скучным, — обращается писатель к начинающим, — держите вожжи внимания читателя в руках, то натягивайте их, то опускайте, но ни на минуту не вы­пускайте из рук. Для этого в вашем распоряжении все человече­ские чувства. Напугайте читателя: пусть поволнуется за жизнь ва­ших героев. Дайте читателю поразмыслить... как им выбраться из трудного положения. Заставьте читателя посмеяться, погрустить, дайте чуточку отдохнуть — и опять, окуная его то в горячую, то в холодную воду, играя на всех струнах человеческого сердца, уве­ренно ведите его своей дорогой».

Блестящим воплощением этого совета стали как сказки и ко­роткие рассказы Бианки для малышей, так и его произведения более крупной формы, предназначенные для детей постарше, например, повести «На великом морском пути», «Мурзук», «Оди-нец».

«Мурзук» (1925) — повесть о диком, еще плохо изученном жи­вотном — рыси. Повесть была так хорошо встречена читателями и критикой, что Бианки окончательно утвердился в правильности избранного им метода: «Теперь я крепче обопрусь на своих трех китов, на которых строил "Мурзука": 1) эмоции, 2) фабульность, 3) простота языка».

Прирученная стариком Андреичем рысь попадает по воле злых людей в зверинец. Описание страданий зверей в клетках и их бун­та способно тронуть даже не слишком чувствительное сердце. Мурзук, привыкший доверять человеку, вдруг оказался во власти людей жестоких и равнодушных. И он снова становится диким, а вырвавшись из неволи, наводит страх на всю округу. Преследова­ние Мурзука охотниками, его приключения в лесу вносят в раз­витие действия острую напряженность. Короткими, четкими фра­зами переданы мысли Андреича и поведение рыси. «Жалость с новой силой охватила старика... Тот не человек, кто об звере не сочувствует!»; «Мурзук не сразу вернулся домой. Он опять скрыл­ся в лес и занялся там охотой... Однако есть добычу Мурзук не стал. Он придушил птицу и с нею в зубах вернулся к хозяину».

Как и в большинстве природоведческих произведений Биан­ки, герой этой повести — зверь. И симпатии автора оказываются на его стороне, а не на стороне людей. Ведь Андреич сам стал причиной сиротства Мурзука, убив его мать и маленьких братьев. В повести явно слышны отзвуки рассказов Э.Сетона-Томпсона, в которых всегда противопоставляются свободный мир животных и злая, разрушительная воля человека. Известно, что произведени­ями этого писателя Бианки в детстве очень увлекался.

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как посто­янный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926 — 1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. В дальнейшем от издания к изданию частич­но менялся ее состав, а также и отношение автора к своей зада­че, его требования к популяризации научных сведений о приро­де. Но еще с журнальных публикаций Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать органическую связь при­роды и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяи­ном природы.

Знакомство читателя с основными биологическими закономер­ностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты — периодичность выпуска ее номеров: первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголов­ки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть само­учителем любви к родной природе».

Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золо­той фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.