Степан Григорьевич Писахов
С.Г.Писахов (1879—1960), живописец и сказочник, был родом из Архангельска. Он писал о себе, что «с детства жил среди богатого словотворчества... Творчество сказок наследственное. Мой дед был сказочник. Часто сказка слагалась на ходу, к делу, к месту, к слову».
Первую сказку «Не любо — не слушай...» Писахов опубликовал в 1924 году. За ней последовали и другие. А в 1938 году в Архангельске вышел целый сборник его сказок.
«С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйма...», — писал автор в предисловии, знакомя читателя с местом действия большинства сказок и с их главным героем и рассказчиком. Писахов сделал достоянием литературы фольклорные традиции балагурства, небывальщин, шуток, сохранившиеся на Севере со времен скоморохов.
В образе Сени Малины соединяются черты скомороха, сказочника-балагура и былинного героя. Самозабвенно плетет Малина бух-тины — небылицы об Архангельском крае, о себе и своих земляках. Он — русский сородич барона Мюнхгаузена. От немецкого враля русский бахарь1 отличается тем, что под бухтинами таит он любовь к родному краю. Архангельский край, а особенно деревня Уйма, — рай растворенный, как говорят в народе. Течет там Двина — «в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря»; «Морошка растет большушшими кустами, крупна, ягоды по фунту и боле...»; «Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся». Живут там люди в согласии со зверями: белые медведи у них молоком торгуют, а пингвины ходят с шарманкой да с бубном.
С. Писахов обладал незаурядным даром пейзажиста; его картины и этюды имели успех на выставках Петербурга, Рима и Парижа, их ценил Илья Репин.
Глазами художника видит родной край и его герой Сеня Малина. Свою Уйму Малина украшает северным сиянием: его дергают пучками да сушат, а потом в темное время дома освещают — «теплой водичкой смочишь и зажгешь. И светло так горит, и воздух очишшат, и пахнет хорошо, как бы сосной, похоже на ландыш». И звездным дождем: его тоже собирают да в бочки сливают — на пиво. И мороженными песнями: «Песня мерзнет коле-чушками тонюсенькими-тонюсенькими, колечушко в колечуш-ко, отсвечиват цветом каменья драгоценного, отсвечиват светом радуги».
Сам Малина обладает силой всемогущей. Он может быть «в одно время в двух гостях», вытянуться в длину на 18 верст, полететь на Луну, может даже — от радости и хорошей погоды — яблоней зацвесть: «На мне ветви кружевятся, листики развертываются. Я плечами повел и зацвел. Цветом яблонным весь покрылся». Образ человека-дерева — древний символ единства человека с вечно умирающей и возрождающейся природой. Греческий культ Диониса — в виде фигуры человека с ветвями вместо рук — составляет мифологическую параллель литературному образу. Праздник обновления охватывает всю Уйму. Настает и для Севера весенний карнавал (сказка «Яблоней цвел»).
Малина никого не боится, смех — его оружие против чиновников, полицейских, священников. В его небылицах народная жизнь показана с праздничной, нарядной стороны. Все вредное нарочно преуменьшено, чтобы доказать великую правду жизни.
Несмотря на предельную близость сказок Писахова к народным, их все же следует рассматривать как авторские произведения. Мотивы небылиц используются им как прием для выражения авторских идей, комизм и фантастика — своего рода краски для изображения реальности. Писатель насыщает народное слово оттенками цвета, запаха, он плетет слова — как разноцветный ковер.
Сказки не имеют традиционной структуры, определенного сюжета, они строятся по принципу обозрения, подобно представлениям народного театра Петрушки. Отсюда — импровизация, игра, фантазия, что позволяет вводить новые сцены, персонажей, соединять различные сюжетные мотивы. Герой-рассказчик, исполнитель всех ролей в этом «литературном театре», объединяет весь материал вокруг себя самого; речь рассказчика делается главным художественным началом сказок. Его заразительный смех, откровенное вранье и приукрашивание действительности выражают жизнерадостное отношение к миру, веру в силы человека.
- Русская детская литература XX века серебряный век
- 1 См.: Старая детская книжка. 1900— 1930-е годы. Из собрания профессора м. Раца / Изд. Подгот. Ю. А. Молок. — м., 1997.
- Поэзия в детском чтении Иван Алексеевич Бунин
- Константин Дмитриевич Бальмонт
- Александр Александрович Блок
- 1 См.: Детский журнал Блока «Вестник». Сообщение м.И.Дикман // Александр Блок. Новые материалы и исследования. — т. 92. — Кн. Первая. — м, 1980. — с. 203-221.
- Николай Степанович Гумилев
- Сергей Александрович Есенин
- Алексей Михайлович Ремизов
- Алексей Николаевич Толстой
- Детские журналы на рубеже веков
- Массовая детская литература
- 2 Чудакова м. О. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературном процессе 20—30-х гг. // Чудакова м. О. Избр. Работы: в 2 т. — м., 2001. — т. 1. Литература советского прошлого. — с. 327.
- 1 Турбин в. Н. Незадолго до Водолея: Сборник статей. — м., 1994. — с. — 412 —
- Максим Горький и «новая» детская литература
- Детские журналы
- Дискуссии о детской литературе
- Поэзия в детском чтении (обзор)
- 1 «Заумники» разрабатывали основы поэзии, которая должна воздействовать не смыслом слов, а их звучанием.
- Корней Иванович Чуковский
- Владимир Владимирович Маяковский
- Самуил Яковлевич Маршак
- Поэты группы обэриу
- Агния Львовна Барто
- Проза в детском чтении Юрий Карлович Олеша
- Аркадий Петрович Гайдар
- Степан Григорьевич Писахов
- Борис Викторович Шергин
- Павел Петрович Бажов
- Художественно-познавательная литература
- Михаил Михайлович Пришвин
- Борис Степанович Житков
- Виталий Валентинович Бианки
- Евгений Иванович Чарушин
- Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов
- Алексей Николаевич Толстой
- Саша Черный
- Наталья Петровна Кончаловская
- Валентин Петрович Катаев
- Л. Пантелеев
- Валентина Александровна Осеева