logo
2DetLitVuz2

Художественно-познавательная литература

В послереволюционные годы усилиями ученых и популяриза­торов науки было создано множество детских книг познаватель­ного характера. Авторы их опирались на опыт, накопленный доре­волюционными популяризаторами научных знаний, такими как Д.Кайгородов, Я.Перельман, А.Чеглок, Н.Рубакин. В 1919 году основан научно-популярный журнал «В мастерской природы», поставивший своей задачей «воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы». В 1924 году в журнале «Воробей» (впоследствии — «Новый Робинзон») были напечатаны первые произведения Б.Житкова, В. Бианки, М. Ильи­на. Началось осмысление и освоение новых художественных прин­ципов популяризации.

В эти же годы и позже активно печатали свои произведения для детей такие писатели, как М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Е.Чарушин, ученые В.Обручев («Плутония», «Земля Саннико-Ва») и А. Формозов («Шесть дней в лесах»), путешественник В. Ар-сеньев («Дерсу Узала»), артист и дрессировщик зверей В.Дуров («Звери дедушки Дурова») и др.

Дух «борьбы с природой» пронизывал в то время всю литера­туру, он не только насаждался официальной властью, но и вполне искренне поддерживался многими писателями. В художественно-познавательной детской литературе этот «дух борьбы» воплотился в идее непременного покорения природы человеком (вспомним известные стихи Маршака: «Человек сказал Днепру: / — Я сте­ной тебя запру»). Воспевался активный преобразователь природы, а не хранитель и наблюдатель ее. Быстро и решительно овладе­вать природными богатствами — вот что стало пафосом многих познавательных детских (да и взрослых) книг на десятилетия вперед.

Но действительную пользу юным читателям приносили книги с иным «духом борьбы» — учившие преодолевать трудности при постижении тайн природы, что свойственно науке. М.Горький призывал вводить читателя в сам процесс исследовательской ра­боты: «Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала». Именно такими были появившиеся в разное время и прочно вошедшие в круг детского чтения произведения А.Ферсмана, Н.Плавильщи-кова, К.Меркульевой, Е.Данько, Н.Григорьева.

Весьма характерен для того времени путь в детскую литературу М.Ильина (настоящее имя — Илья Яковлевич Маршак; 1895 — 1953). Инженер-химик по образованию, он еще студентом стал автором детского журнала. Темы его рассказов и очерков часто связаны с производством, с научно-техническими отраслями зна­ния. О самых обычных вещах, окружающих ребенка, Ильин рас­сказывал с поистине поэтической увлеченностью. Бесконечно раз­нообразный мир открывался маленькому читателю в книгах «Сто тысяч почему», «Солнце на столе», «Черным по белому», «Как автомобиль учился ходить», «Рассказы о том, что тебя окружает».

Однако Ильин верил в первоочередную важность «классового мировоззрения», и даже разговор об управлении погодой («Чело­век и стихия») превращался у него в политический: он предлагал читателю представить себе, что было бы, научись капиталисты управлять погодой, ведь они наверняка стали бы пользоваться этим для разгона рабочих демонстраций! Пропагандистский заряд оказался главным и в его знаменитом «Рассказе о великом плане» (о первой пятилетке).

В сильнейшей степени М.Ильин был поглощен идеей преобра­зования природы. Его книга «Горы и люди» с подзаголовком «Рас­сказы о перестройке природы» рисует грандиозные планы: меня­ются русла рек, сдвигаются горы, осушаются болота, распахива­ются заповедные степи. Последствия такого варварского отноше­ния к природе мы все ощущаем и сегодня.

В истории детской литературы Ильин остается, конечно, не подобными мечтами, а своим вкладом в развитие научно-попу­лярного жанра. Он установил в этом жанре весьма высокую план­ку свободного владения фактами науки и техники, ясности и за­нимательности изложения. Именно в этом видится его роль в раз­витии детской познавательной литературы.

Наряду с научно-техническим направлением развиваюсь и тен­денция научно-поэтического осмысления природы. Создатели дет­ской природоведческой книги опирались на богатые традиции русской литературы с ее нравственно-философским подходом к природе.