Художественно-познавательная литература
В послереволюционные годы усилиями ученых и популяризаторов науки было создано множество детских книг познавательного характера. Авторы их опирались на опыт, накопленный дореволюционными популяризаторами научных знаний, такими как Д.Кайгородов, Я.Перельман, А.Чеглок, Н.Рубакин. В 1919 году основан научно-популярный журнал «В мастерской природы», поставивший своей задачей «воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы». В 1924 году в журнале «Воробей» (впоследствии — «Новый Робинзон») были напечатаны первые произведения Б.Житкова, В. Бианки, М. Ильина. Началось осмысление и освоение новых художественных принципов популяризации.
В эти же годы и позже активно печатали свои произведения для детей такие писатели, как М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Е.Чарушин, ученые В.Обручев («Плутония», «Земля Саннико-Ва») и А. Формозов («Шесть дней в лесах»), путешественник В. Ар-сеньев («Дерсу Узала»), артист и дрессировщик зверей В.Дуров («Звери дедушки Дурова») и др.
Дух «борьбы с природой» пронизывал в то время всю литературу, он не только насаждался официальной властью, но и вполне искренне поддерживался многими писателями. В художественно-познавательной детской литературе этот «дух борьбы» воплотился в идее непременного покорения природы человеком (вспомним известные стихи Маршака: «Человек сказал Днепру: / — Я стеной тебя запру»). Воспевался активный преобразователь природы, а не хранитель и наблюдатель ее. Быстро и решительно овладевать природными богатствами — вот что стало пафосом многих познавательных детских (да и взрослых) книг на десятилетия вперед.
Но действительную пользу юным читателям приносили книги с иным «духом борьбы» — учившие преодолевать трудности при постижении тайн природы, что свойственно науке. М.Горький призывал вводить читателя в сам процесс исследовательской работы: «Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала». Именно такими были появившиеся в разное время и прочно вошедшие в круг детского чтения произведения А.Ферсмана, Н.Плавильщи-кова, К.Меркульевой, Е.Данько, Н.Григорьева.
Весьма характерен для того времени путь в детскую литературу М.Ильина (настоящее имя — Илья Яковлевич Маршак; 1895 — 1953). Инженер-химик по образованию, он еще студентом стал автором детского журнала. Темы его рассказов и очерков часто связаны с производством, с научно-техническими отраслями знания. О самых обычных вещах, окружающих ребенка, Ильин рассказывал с поистине поэтической увлеченностью. Бесконечно разнообразный мир открывался маленькому читателю в книгах «Сто тысяч почему», «Солнце на столе», «Черным по белому», «Как автомобиль учился ходить», «Рассказы о том, что тебя окружает».
Однако Ильин верил в первоочередную важность «классового мировоззрения», и даже разговор об управлении погодой («Человек и стихия») превращался у него в политический: он предлагал читателю представить себе, что было бы, научись капиталисты управлять погодой, ведь они наверняка стали бы пользоваться этим для разгона рабочих демонстраций! Пропагандистский заряд оказался главным и в его знаменитом «Рассказе о великом плане» (о первой пятилетке).
В сильнейшей степени М.Ильин был поглощен идеей преобразования природы. Его книга «Горы и люди» с подзаголовком «Рассказы о перестройке природы» рисует грандиозные планы: меняются русла рек, сдвигаются горы, осушаются болота, распахиваются заповедные степи. Последствия такого варварского отношения к природе мы все ощущаем и сегодня.
В истории детской литературы Ильин остается, конечно, не подобными мечтами, а своим вкладом в развитие научно-популярного жанра. Он установил в этом жанре весьма высокую планку свободного владения фактами науки и техники, ясности и занимательности изложения. Именно в этом видится его роль в развитии детской познавательной литературы.
Наряду с научно-техническим направлением развиваюсь и тенденция научно-поэтического осмысления природы. Создатели детской природоведческой книги опирались на богатые традиции русской литературы с ее нравственно-философским подходом к природе.
- Русская детская литература XX века серебряный век
- 1 См.: Старая детская книжка. 1900— 1930-е годы. Из собрания профессора м. Раца / Изд. Подгот. Ю. А. Молок. — м., 1997.
- Поэзия в детском чтении Иван Алексеевич Бунин
- Константин Дмитриевич Бальмонт
- Александр Александрович Блок
- 1 См.: Детский журнал Блока «Вестник». Сообщение м.И.Дикман // Александр Блок. Новые материалы и исследования. — т. 92. — Кн. Первая. — м, 1980. — с. 203-221.
- Николай Степанович Гумилев
- Сергей Александрович Есенин
- Алексей Михайлович Ремизов
- Алексей Николаевич Толстой
- Детские журналы на рубеже веков
- Массовая детская литература
- 2 Чудакова м. О. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературном процессе 20—30-х гг. // Чудакова м. О. Избр. Работы: в 2 т. — м., 2001. — т. 1. Литература советского прошлого. — с. 327.
- 1 Турбин в. Н. Незадолго до Водолея: Сборник статей. — м., 1994. — с. — 412 —
- Максим Горький и «новая» детская литература
- Детские журналы
- Дискуссии о детской литературе
- Поэзия в детском чтении (обзор)
- 1 «Заумники» разрабатывали основы поэзии, которая должна воздействовать не смыслом слов, а их звучанием.
- Корней Иванович Чуковский
- Владимир Владимирович Маяковский
- Самуил Яковлевич Маршак
- Поэты группы обэриу
- Агния Львовна Барто
- Проза в детском чтении Юрий Карлович Олеша
- Аркадий Петрович Гайдар
- Степан Григорьевич Писахов
- Борис Викторович Шергин
- Павел Петрович Бажов
- Художественно-познавательная литература
- Михаил Михайлович Пришвин
- Борис Степанович Житков
- Виталий Валентинович Бианки
- Евгений Иванович Чарушин
- Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов
- Алексей Николаевич Толстой
- Саша Черный
- Наталья Петровна Кончаловская
- Валентин Петрович Катаев
- Л. Пантелеев
- Валентина Александровна Осеева