1 См.: Детский журнал Блока «Вестник». Сообщение м.И.Дикман // Александр Блок. Новые материалы и исследования. — т. 92. — Кн. Первая. — м, 1980. — с. 203-221.
ляре, начиная с 1894 года по январь 1897-го. Сохранился комплект из 37 номеров с полугодовыми приложениями. Блок аккуратно от руки писал все тексты, оформлял номера, собирал редакционный портфель, объяснялся с читателями, объявлял условия подписки, гонорара и т.п. (образцами ему служили настоящие журналы, вроде «Нйвы»). Он явно получал удовольствие от техники литературного дела. Помимо основного беллетристического отдела были и «Научный отдел», юмористические отделы, отдел «Новости», отдел ребусов, шарад и загадок. С первых номеров выходит «роман» Блока, написанный под влиянием Майн Рида, — «По Америке, или В погоне за чудовищем». Приключения вообще составляют заметную часть «публикаций». Кроме того, много переводов, дидактических произведений, слишком похожих на истории в детских журналах. Есть и лирические стихотворения Блока.
Детские стихи будущего поэта посвящены в основном природе. Например, «Конец весны»1:
Весна! Весна! Поют стрекозы.
Весна! Весна! Поют птенцы;
Уж в чистом поле там жнецы.
Кузнечики в траве стрекочут,
Как будто хочет
Пленить лягушечек в пруду!
В свою потеху,
Да не совсем-то к смеху!..
Судя по произведению, слух мальчика был уже напитан стихами любимого Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова. Заметно, что подражание здесь — только часть игры словами, образами, ритмами, звуками. Автору нравится сочетание книжно-поэтического слова со словом разговорно-детским — «пленить лягушечек». «Потеха» в концовке оттенена назидательной интонацией, подобно дидактическим стихам для детей. «Ломанный» стихотворный размер указывает на знакомство ребенка с театром Петрушки. Пробующий поэтический голос мальчик смешивает народную и литературную традиции, не расставаясь с собственной детской речью.
Впоследствии, рецензируя детские издания, Блок будет судить о них не только с позиции критика-взрослого, но и прибегая к памяти детства. Близость к народному творчеству и детскому мировосприятию для него — два главных критерия в оценке детских изданий.
1 Данное стихотворение и другие детские стихи А. Блока приведены в учебнике для студентов средних специальных учебных заведений «Детская литература» под редакцией Е.Е.Зубаревой (М., 2004. — С. 292 — 293).
Работа Блока в детской литературе была не столько решением воспитательных задач и продолжением семейных традиций, сколько поиском новых путей искусства. Еще в начале своего творческого пути, в статье «Краски и слова» (1905) Блок ополчился на «школьные понятия современной литературы», прежде всего на «ярлычок "символизм"». «Ярлычкам» отвлеченного миропонимания он противопоставил детское видение конкретного, воплощенного мира: «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. Детям приятно нарисовать все, что можно; а чего нельзя — того и не надо. У детей слово подчиняется рисунку, играет вторую роль.
Ласковая и яркая краска сохраняет художнику детскую восприимчивость, а взрослые писатели "жадно берегут в душе остаток чувства"».
Молодой Блок поставил детское выше взрослого, живопись — выше литературы; новый подход и поэтическому творчеству открывался ему во внесловесном восприятии: «Живопись учит детству. Она учит смеяться над слишком глубокомысленной критикой. Она научает просто узнавать красное, зеленое, белое».
Подобные идеи исходили от одного из учителей творческой молодежи — живописца И. Е.Репина. Именно он был редактором студенческого сборника, в котором впервые появились стихи Блока. В «репинский кружок» входил К.И.Чуковский; надо полагать, что его известное требование к детским поэтам давать в каждой строке сюжет для рисунка рождалось в общении с великим художником, который и сам оформил несколько детских книг. Блок и Чуковский поддерживали добрые и уважительные отношения.
Вопрос о том, писал или нет Блок стихи для детей, решается не просто. Поэт отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, работал над вариантами, устраняя темные для наивного понимания места. До войны он сотрудничал с детскими журналами, в первую очередь с «Тропинкой». Опыт журнальных публикаций пригодился в подготовке для детского отдела издательства И. Д. Сытина двух сборников: «Круглый год» — для читателей младшего возраста, «Сказки» — для среднего возраста (оба вышли в 1913 году). Однако стихи, появлявшиеся в детских изданиях, могли быть помещены автором и в издания для взрослых.
Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Открывает годовой круг стихотворение «Вербочки», впервые увидевшее свет в «Синодальном Букваре». Его сюжет связан с весенним обычаем приносить в Вербную субботу огонек из церкви домой. Прозрачные, легкие, как светлая акварель, стихи передают гармонию, царящую в душах детей и взрослых накануне «святого дня». Замыкает сборник стихотворение «Рождество», написанное по заказу редакции «Тропинки». Таким образом, в поэти
ческом календаре обозначены важнейшие христианские праздники — Пасха и Рождество. Каждое стихотворение сборника выражает лирическое состояние, наиболее характерное для данного времени года. Реалистически конкретные образы и детали складываются в живую, узнаваемую картину и косвенно передают нюансы настроения, как, например, в стихотворении «Ворона»:
Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой... А уж в воздухе — вешние звоны, Даже дух занялся у вороны... Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком: Что белеет под нежною травкой? Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это всё у вороны — игрушки, И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..
Слово «весна» звучит лишь в последней строчке, но оно подготовлено множеством слов со звуком «в», рядом мелких деталей, увиденных сначала глазами человека, а потом вороны: весенняя земля пестрит белым, желтым, зеленым, удивляя отвыкший за зиму от пестроты взор. Ранняя весна — время контрастов, что подчеркнуто изображением «лохматой», еще «зимней» вороны и следов прошлогодней жизни.
В стихах «Круглого года» нет ничего символистского: их подтекст образован непосредственно наблюдаемой картиной, и только. Вместе с тем в этих стихах видны типичные для Блока приемы. Например, в стихотворении «Снег да снег» сталкиваются черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Все стихи отличаются спокойствием чувств, реализмом описаний.
Если лирический герой «Круглого года» — «дитя добра и света», живущее в «золотом веке», то герой сборника «Сказки» переживает драму перехода в «железный век».
Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Болотные чертенята», «В голубой далекой спаленке...», «Сын и мать», «Колыбельная песня». Вероятно, поэт считал, что стихи трагического накала, воскрешающие Древнюю Русь в современной национальной памяти, особенно нужны детям в начале «тревожных и мятежных дней». Один из сильнейших поэтических образов — Гамаюн — появился под впечатлением от эскиза живописца В.М.Васнецова, разрабатывавшего древнеславянские сюжеты. «Болотные чертенята» были написаны под влиянием мифопоэтической прозы писателя А. М. Ремизова.
Блок не отрицал специфику детских изданий, но и не настаивал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы поэзии были для него едины, поскольку тайна поэта, в его понимании, — в сохранении детского взгляда на мир. Цельностью мировоззрения поэта можно объяснить тот факт, что в детских изданиях появлялись стихотворения не только простые и ясные («Зайчик», «Учитель» и др.), но и с очень сложными подтекстами, такие как «В голубой далекой спаленке...» и «Сусальный ангел».
Стихотворение «В голубой далекой спаленке...» связано с семейной драмой Блока. Оно продолжает одну из традиций русской сентиментально-романтической поэзии XIX века — поэтизировать детскую смерть. Эта тема отнюдь не была табуирована в детской литературе, а, наоборот, активно разрабатывалась на страницах детских изданий. «Сусальный ангел» представляет собой образец философской лирики Блока, обращенной к читателям всех возрастов.
Незадолго до смерти Блок составляет сборник «Отроческие стихи», включив в него произведения, относящиеся к началу его «серьезного писания» — к 1898 году (он вышел посмертно в 1923 году). Известнейший поэт выставил напоказ начальную инфантильность своего гения, тем самым подтвердив сказанное о себе раньше — «он весь дитя добра и света». Исходя из блоковского понимания собственного творческого пути, не только юношеские шедевры, вроде стихотворения «Я стремлюсь к роскошной воле...», но и менее совершенные произведения, с остаточной отроческой наивностью, являют собой факты искусства. Пример Блока имел значение для утверждения наивного творчества и развития «детской» поэтики литературы.
- Русская детская литература XX века серебряный век
- 1 См.: Старая детская книжка. 1900— 1930-е годы. Из собрания профессора м. Раца / Изд. Подгот. Ю. А. Молок. — м., 1997.
- Поэзия в детском чтении Иван Алексеевич Бунин
- Константин Дмитриевич Бальмонт
- Александр Александрович Блок
- 1 См.: Детский журнал Блока «Вестник». Сообщение м.И.Дикман // Александр Блок. Новые материалы и исследования. — т. 92. — Кн. Первая. — м, 1980. — с. 203-221.
- Николай Степанович Гумилев
- Сергей Александрович Есенин
- Алексей Михайлович Ремизов
- Алексей Николаевич Толстой
- Детские журналы на рубеже веков
- Массовая детская литература
- 2 Чудакова м. О. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературном процессе 20—30-х гг. // Чудакова м. О. Избр. Работы: в 2 т. — м., 2001. — т. 1. Литература советского прошлого. — с. 327.
- 1 Турбин в. Н. Незадолго до Водолея: Сборник статей. — м., 1994. — с. — 412 —
- Максим Горький и «новая» детская литература
- Детские журналы
- Дискуссии о детской литературе
- Поэзия в детском чтении (обзор)
- 1 «Заумники» разрабатывали основы поэзии, которая должна воздействовать не смыслом слов, а их звучанием.
- Корней Иванович Чуковский
- Владимир Владимирович Маяковский
- Самуил Яковлевич Маршак
- Поэты группы обэриу
- Агния Львовна Барто
- Проза в детском чтении Юрий Карлович Олеша
- Аркадий Петрович Гайдар
- Степан Григорьевич Писахов
- Борис Викторович Шергин
- Павел Петрович Бажов
- Художественно-познавательная литература
- Михаил Михайлович Пришвин
- Борис Степанович Житков
- Виталий Валентинович Бианки
- Евгений Иванович Чарушин
- Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов
- Алексей Николаевич Толстой
- Саша Черный
- Наталья Петровна Кончаловская
- Валентин Петрович Катаев
- Л. Пантелеев
- Валентина Александровна Осеева