logo search
1 курс, 2 семестр / УМК1-3 19 века

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

3-4 неделя – проверка самостоятельного изучения темы «Поэты пушкинской поры».

4-5 неделя – проведение коллоквиума по одной из предлагаемых тем.

4-17 недели – сдача стихотворного минимума, проверка конспектов.

Раз в две недели проводятся практические занятия.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный вариант тестов для проверки знания художественных текстов.

ВАРИАНТ 1

1. Автор национального гимна России «Боже! Царя храни!»

а. В.А. Жуковский

б. П.А. Вяземский

в. К.Н. Батюшков

2. С кем из литературных персонажей сравнивается Евгений Онегин в I главе одноименного романа А.С. Пушкина

а. Со Сбогаром Ш. Нодье

б. С Чайльдом Гарольдом Дж. Байрона

в. С Эрастом Н.М. Карамзина

3. Сколько повестей входит в цикл А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

а. Три

б. Пять

в. Восемь

4. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» впервые опубликован

а. В «Отечественных записках»

б. В «Современнике»

в. В «Полярной звезде»

5. Мотив «божьего сада» в поэме Лермонтова «Мцыри» появляется при описании героем

а. Первого дня побега

б. Второго дня побега

в. Третьего дня побега

6. Дневниковую форму повествования в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова имеет глава

а. «Бэла»

б. «Княжна Мери»

в. «Фаталист»

7. Идеалом женской красоты для художника Пирогова («Невский проспект» Н.В. Гоголя) является

а. Перуджинова Бианка

б. Мадонна Рафаэля

в. Мадонна Лаура Фр. Петрарки

8. Последний помещик, которого посещает Чичиков в 1 томе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

а. Манилов

б. Ноздрев

в. Плюшкин

9. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - эпиграф Н.В. Гоголя к

а. «Женитьбе»

б. «Ревизору»

в. «Игрокам»

10 «Я был тяжело болен; смерть уже была близка» - это начало

а. «Арабесок» Н.В. Гоголя

б. «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя

в. «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя

ВАРИАНТ 2

1. В споре о русских переводах баллады «Ленора» Бюргера в «Сыне Отечества» 1816 г. приняли участие

а. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин

б. А.С. Грибоедов и Н.И. Гнедич

в. К.Н. Батюшков и С.С. Уваров

2. Доминирующим мотивом любовной лирики А.С. Пушкина периода южной ссылки является

а. Мотив сакрализации чувства

б. Мотив безответной любви

в. Мотив «утаенной любви»

3. Авторское жанровое определение «Евгения Онегина»

а. Роман в письмах

б. Стихотворная повесть

в. Роман в стихах

4. Чем заканчивается роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

а. Главой «Суд»

б. Послесловием от Издателя

в. Описанием свадьбы Гринева

5. В «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова основные события описываются от лица

а. Гусляров

б. Калашникова

в. Кирибеевича

6. Продолжить фразу: «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня…»

а. Очень обрадовало

б. Очень огорчило

в. Очень удивило

7. «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя входит в состав сборника

а. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

б. «Миргород»

в. «Арабески»

8. У кого из героев «Мертвых душ» Н.В. Гоголя есть жизнеописание

а. Манилов, Ноздрев, Собакевич

б. Коробочка, губернаторская дочь

в. Плюшкин, Чичиков, капитан Копейкин

9. Какое определение конфликта подходит для комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:

а. Миражная интрига

б. Любовный конфликт реального действия

в. Здесь нет нужного определения

10. Великопостный сюжет в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя завершается

а. Описанием Святых мест

б. Пасхальными мотивами в главе «Светлое Воскресение»

в. Этот сюжет не характерен для данного цикла

ВАРИАНТ 3

1. Литературные прозвища для членов литературного общества «Арзамас» были взяты из

а. «Повестей Белкина» А.С. Пушкина

б. Баллад В.А. Жуковского

в. Стихотворений К.Н. Батюшкова

2. «… и мы, как дамы, // Скользим по лаковым доскам» - подобный способ исполнения мазурки в «Евгении Онегине» связан

а. С французской моделью поведения

б. С традицией дендизма

в. Не ориентирован на какую-либо традицию

3. В какой период творчества написаны романтические поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан»

а. Первый петербургский (1817-1820)

б. Южный период (1820-1824)

в. Михайловский (1824-1826)

4. Действие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отнесено к

а. Эпохе правления Екатерины

б. Петровской эпохе

в. Николаевской эпохе

5. 1814-1841 – даты жизни

а. К.Н. Батюшкова

б. К.Ф. Рылеева

в. М.Ю. Лермонтова

6. «Ты слушать исповедь мою…» - цитата из поэмы М.Ю. Лермонтова

а. «Демон»

б. «Последний сын вольности»

в. «Исповедь»

7. В основе сюжета повести М.Ю. Лермонтова «Штосс»

а. Карточный поединок художника Лугина с привидением

б. Светский роман Лугина

в. Политический заговор

8. Роль издателя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя играет

а. Пасичник Рудый Панько

б. Дьяк Фома Григорьевич

в. Кузнец Вакула

9. Жанровый заголовок «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

а. Комедия

б. Поэма

в. Роман

10. Сюжет «путешествия в мире мертвых» в «Мертвых душах Н.В. Гоголя ориентирован на

а. Фантастические повести Фр. Гофмана

б. Баллады В.А. Жуковского

в. «Божественную комедию» А. Данте

Зачетные вопросы

1. Национальное своеобразие русской литературы пушкинской эпохи. Своеобразие русского романтизма.

2. Литературные кружки и объединения 1810-1820-х гг. (“Зеленая лампа”, “Арзамас” и “Беседа”; “Общество любомудрия”).

3. Творчество К.Н. Батюшкова: общая характеристика.

4. Поэтика и проблематика сборника К.Н. Батюшкова “Опыты в стихах и прозе”.

5. Творчество В.А. Жуковского: основные этапы.

6 Эстетические манифесты В.А. Жуковского: общая характеристика (“Рафаэлева мадонна”; “Цвет Завета”; “Лалла Рук”, “Я Музу юную бывало / Встречал в подлунной стороне...”, “К мимо пролетевшему знакомому гению”; “Невыразимое”).

7 Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского: проблематика, типология. Спор о балладе в “Сыне отечества” 1816 г.

8.Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: особенность драматического конфликта.

9.Пушкинская эпоха в творчестве русских романтиков: мода, дворянский мир в произведениях русских писателей 1/3 XIX века (на примере анализа одного произведения).

10. Лицейская лирика А.С. Пушкина (основные темы и мотивы, жанровый состав; традиции “легкой поэзии”).

11. Любовная лирика А.С. Пушкина (проблема идеала; мотивы “утаенной любви” и сакрализации чувства).

12. Романтические поэмы А.С. Пушкина (“Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”): основной конфликт, тип романтического героя.

13. Лирика А.С. Пушкина периода южной ссылки. Образ поэта-изгнанника и мифологизация творчества.

14. Михайловский период творчества А.С. Пушкина. Лирика 1824-26 гг.: жанровый состав, проблематика. Анализ одного-двух стихотворений.

15. Лирика А.С. Пушкина 1830-х гг. Поэтика “Каменноостровного цикла”.

16. Роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: поэтика времени и пространства.

17. Автор и герои, тема творчества в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

18. Трагедия А.С. Пушкина “Борис Годунов”: особенность драматического конфликта.

19. “Маленькие трагедии” А.С. Пушкина. Поэтика цикла.

20. “Повести Белкина” А.С. Пушкина: поэтика цикла.

21. Повести в стихах А.С. Пушкина (“Граф Нулин”, “Домик в Коломне”): проблема самопародии.

22. Поэма “Полтава”: характер конфликта, тема “петровских деяний”.

23. Поэтика поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”.

24. “Капитанская дочка” А.С. Пушкина: особенность изображения исторических событий. Пугачев и Екатерина. Роман в контексте журнала “Современник”.

25. Особенность композиции и характер повествования “Капитанской дочки” А.С. Пушкина.

26. Фантастическая повесть А.С. Пушкина “Пиковая дама”.

27. Поэты пушкинской поры. Общая характеристика художественных поисков. Анализ творчества одного из поэтов (Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, П.А. Вяземский, Н.М. Языков).

28. Лирика М.Ю. Лермонтова: творческая эволюция.

29. Поэтика сборника стихотворений М.Ю. Лермонтова 1840 г. Основные темы и мотивы.

30. Лирика М.Ю. Лермонтова 1841 г. Анализ 2-3 произведений, вошедших в тетрадь В. Одоевского.

31. Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве М.Ю. Лермонтова (молитвенная лирика, “исповедальные поэмы”).

32. Поэма М.Ю. Лермонтова “Мцыри”: языческие и христианские мотивы.

33. Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Журналист, читатель и писатель” и журнальная полемика 1840 г. (“Отечественные записки”; “Сын отечества”, “Литературная газета”). Образ журналиста в творчестве русских романтиков.

34. Поэма М.Ю. Лермонтова “Демон”: особенность романтического конфликта.

35. “Песня про купца Калашникова...” М.Ю. Лермонтова: фольклорные образы и мотивы.

36. Драматургия М.Ю. Лермонтова (“Испанцы”, “Маскарад”). Анализ одного из произведений.

37. Особенность композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

38. “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова: особенность повествования. Мотивы рукописи и книги в романе.

39. Фантастика и реальность в повести М.Ю. Лермонтова “Штосс”.

40. Сборник повестей Н.В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”: поэтика цикла.

41. Поэтика сборника Н.В. Гоголя “Миргород”.

42. Сборник Н.В. Гоголя “Арабески”: поэтика названия, проблематика сбор-ника.

43. “Петербургские повести” Н.В. Гоголя: образ Петербурга.

44. Повесть Н.В. Гоголя “Портрет”: образ художника и тема искусства.

45. Драматургия Н.В. Гоголя (“Ревизор”, “Женитьба”). Анализ одного произведения.

46. Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души”. История замысла и поэтика названия.

47. Сюжет путешествия и мифологизация пространства в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

48. “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В. Гоголя в творческой эволюции писателя.