«Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
I. “Капитанская дочка” Пушкина: история создания, первоначальные варианты сюжета; художественное преломление исторических событий екатерининской эпохи.
II. Особенность повествования:
- рассказчик и издатель в романе; какими функциями обладает каждый из них; “два времени” рассказчика: 17-летний герой и 50-летний мемуарист;
- мемуарная форма, ее специфика и значение для понимания исторических процессов (“домашнее” описание истории);
- поэтика эпиграфов; фольклорные и литературные источники; восстановить характер диалога эпиграфов с текстом романа.
III. Взаимодействие исторического и семейного сюжетов:
- встречи Пугачева и Гринева (сделать анализ, восстановить эволюцию мировоззрения героев);
- этапы Пугачевского бунта (Яицкий бунт; взятие Белогорской крепости, осада Оренбурга, казнь Пугачева);
- события “частной истории” Гринева (рождение и жизнь в доме родителей; служба; история любви и женитьбы; “семейная история» в памяти потомков).
IV. Самозванец и Екатерина II:
- образ императрицы в романе и портрет Екатерины, выполненный Боровиковским в 1791; “копия с копии”;
- “покровительство” императрицы: Маша Миронова и Екатерина II.
V. Публикация романа в “Современнике” за 1836 г. Символика даты “19 октября”.
Литература:
Гиллельсон М., Мушина И. Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Комментарий. Л., 1977.
Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 44-60.
Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982. С. 21-41; 347-369; 403-413; 414-424.
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л. 1987. С. 241-287.
Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев.
Дополнительная литература:
Лотман Ю.М. Идейная структура “Капитанской дочки” // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С.212-227 или в его же книге: “В школе поэтического слова”. М., 1988.
Гей Н.К. Проза Пушкина: поэтика повествования. С. 196-250.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»