Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
И журналистам на съеденье
Плоды трудов своих отдам.
Творческое задание для анализа текста:установить источник цитаты и прокомментировать ее.
Для подготовки к занятию необходимо внимательно прочитать текст «Евгения Онегина» (возможно, и не один раз), обращаясь к комментариям Ю.М. Лотмана (для сравнения можно использовать комментарий В.В. Набокова), к биографии поэта (Лотман Ю.М. Пушкин). Роман требует читательского озарения, способного установить творческий диалог с его Автором.
План практического занятия.
«Реальный» мир и романная реальность «Евгения Онегина».
1. Пространственная организация романа.
- Восстановить пространственные элементы каждой главы; пространственные горизонты героев и Автора.
- Топосы и локусы: проблема соотношения реального и ирреального миров; романной горизонтали и вертикали.
2. Время в романе и романное время.
«Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю»: внутренняя хронология романа. Смена времен года (сделать самостоятельный анализ, выписать и прокомментировать фрагменты текста с указанием главы и строфы, в которых упоминается годовой цикл).
Сопоставить концепции Ю.М. Лотмана и В.С. Баевского: проблема соотношения линейного (т.е. необратимого, исторического) времени с мифологическим (цикличным), биографическим и романным. Провести собственный анализ, сделать выписки из текста, доказывающие Вашу точку зрения. Обратить внимание на следующие проблемы:
Ритм жизни Петербурга. День светского человека и мотив «брегета».
Ритм жизни провинции: семантика суточного (смена дня и ночи) и годового циклов (годовые праздники).
Ритм московской жизни и исторический контекст 1812 г.
II. Романное бытие героев и Автора.
1. Семантика обманного свадебного сюжета: Ленский – Ольга, Татьяна – Онегин.
2. Татьяна Ларина и метафизическое бытие Музы.
- Татьяна Ларина: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; реальность и ирреальность образа; Татьяна / «Милый идеал» / Муза; Татьяна / Светлана / героини сентиментальных романов / Нина Воронская / «та, с которой образован // Татьяны милый идеал»)
- Реалии «биографической жизни» Татьяны;
- Письмо Татьяны: композиция, христианский подтекст, эволюция душевных переживаний; проблема «перевода» с французского на русский.
- Сон Татьяны: мифологическая основа, поэтика хронотопа, система образов; роль сна Татьяны в сюжете произведения. Сон Татьяны и творческий «смутный сон» Автора (VIII;L).
3. Романная жизнь Онегина:
- Евгений Онегин: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; «добрый приятель» и «герой романа» - проблема вибрации смыслов; Онегин / Чайльд Гарольд / Наполеон; «Любовник Юлии Воль мар, // Малек-Адель и де Линар, // И Вертер, мученик мятежный, // И бесподобный Грандисон»; Пародия / «Смутный сон» ).
- Письмо Онегина в структуре произведения и сюжет «отраженного», «зарифмованного» романа.
- Реалии биографической жизни Онегина и проблема эволюции героя.
4. Романное бытие Автора.
Восстановить автобиографический контекст образа Автора в романе; соотнести творческую эволюцию Автора, описанную в начале VIIIгл., с этапами творчества А.С. Пушкина.
Вибрация временных границ: прошлое/настоящее/будущее в авторском сознании и категория вечности. «Мой роман» как абсолютная ценность в системе авторского мировоззрения (восстановить и проанализировать эгоцентрическую направленность творческого процесса: «герой моего романа» / «Мой бестолковый ученик» / «Мой портрет» / «Мой читатель» и т.д.).
- Романная реальность: авторские рассуждения об этапах работы над романом; о его прошлом и будущем; мотив преодоления временных границ (Ср.: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной…» II,XL) – сделатьвыписки из романа, связанные с рассуждениями автора над судьбой романа.
Литература:
Баевский В. «Сквозь магический кристалл». Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М., 1990. С. 98-113; 114 – 154.
Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 20-34;
Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. Работать со всем комментарием, особое внимание обратить на с. 480-484 («Внутренняя хронология «Евгения Онегина»), 516-541 («День светского человека..», «Бал», «Дуэль»); сделать выписки по толкованию имен героев. Или эта же работа: Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.
Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIXв. Л., 1982. С. 7-24 («Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина») или Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. 1980. С. 25-47.
Дополнительная литература:
Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Любое издание.
Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., 1999 (или другое издание).
Никишов Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Филологические науки. 1984. № 5. С. 9 – 15.
Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»