Любовная лирика а.С. Пушкина
Любовная лирика Пушкина лицейского периода. Поэтика Бакунинского цикла.
Внимательно прочитать элегии 1815-1816 гг.: «К живописцу»; «Окно», «Наслаждение», «Осеннее утро», «Уныние», «К Морфею», «Любовь одна – веселье жизни хладной», «Желание» («Медлительно влекутся дни мои…», «Осеннее утро»). Установить сквозные образы и мотивы, проанализировать характер элегического пейзажа*, особенность лирического настроения.
Сделать комплексный анализ одной из указанных элегий: «я» лирического героя, особенность отражения душевных переживаний, пространственно-временная организация элегического мира.
Любовная лирика периода южной ссылки. Мотив «утаенной любви».
Восстановить круг текстов, связанных с мотивом «утаенной любви».
История изучения данного мотива (установить какие пушкинисты обращались к исследованию данной проблемой); характер дискуссий об адресатах посланий (обратить внимание на аргументацию доводов).
Прокомментировать пушкинское определение мотива «тайного страдания» в следующих фрагментах:
Иль - посвящение поэта Как утаенная любовь– Перед тобою <без привета?> Пройдет – непризнанное вновь (черновой вариант «Посвящения» к «Полтаве» 1828 г.) | В ту пору мне казались нужны Пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал, И гордой девы идеал. И безыменные страданья… («Путешествие Онегина» (1825-1830)) |
Сделать комплексный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»: история создания и публикации; лирическое настоящее и прошлое; характер смены лирического пейзажа; элегическая рефлексия; астральная символика и романтический комплекс «имя звезды».
Михайловский период. Мотив сакрализации чувства.
Сделать анализ стихотворения К* («Я помню чудное мгновенье…»): восстановить биографический контекст; установить литературный исток образа «гений чудной красоты» (см. статью В.А. Жуковского «Рафаэлева Мадонна»); внимательно проанализировать характер субъективного переживания потока времени, смены настроения; взаимоотношения мотивов любви и творчества.
«Дон-жуанский список»: салонная шутка и эстетическая игра Пушкина.
«Дон-жуанский список»: интригующий характер композиции, возможность/невозможность его расшифровки.
История изучения.
Идеализация любви. Поэтика предсвадебного сонета 1830 г. «Мадона»:
Жанр сонета: диалектика совершенной формы и совершенного содержания.
Поэтика названия и лирическое освоение природы номинации текста.
Светское и сакральное в сонете «Мадона»: сакрализация «желания» и природа молитвенного дискурса стихотворения.
На основании собственного исследования (анализа, знакомства с творчеством и биографией Пушкина, ключевыми проблемами пушкинистики) сделать вывод о характере эволюции темы любви в лирике А.С. Пушкина.
При подготовке к занятию необходимо внимательно прочитать сначала все предлагаемые стихотворения А.С. Пушкина и комментарий к ним, затем включить их в исследовательский контекст (учитывая полемичные проблемы пушкинистики). Последним этапом подготовки должен стать комплексный анализ произведений разных периодов, цель которого - выработать свою точку зрения на поставленную проблему.NB! Стихотворения, выбранные для комплексного анализа, знать наизусть (3-4 текста).
Литература:
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17-ти тт. М. 1994. Т. 1-2. Лирика. Прочитать комментарий к анализируемым стихотворениям (можно другое авторитетное издание изд-ва «Библиотека поэта», «Литературные памятники», «Наука»).
Словарь литературоведческих терминов. Любое издание. Статьи: Сонет, Элегия, Послание.
Семанова М.Л. Лирические стихотворения Пушкина о любви // Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей. М., 1990. С. 23-41.
Иезуитова Р.В. «Утаенная любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина» // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С.7-33; или эта же работа в сборнике: Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1999. С. 216-240.
Жуковский В.А. Рафаэлева Мадонна.
Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. М., 1990. Т. 2. С. 328-338 («Я помню чудное мгновенье…»).
Губер П.К. Дон-жуанский список А.С. Пушкина. Главы из биографии с 9-ю портретами. Харьков, 1993. С. 14-15, 33-34, 49-63. Или Левкович Л.Я. Донжуанский список Пушкина // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С. 34-50.
Строганов М.В. Пушкин и Мадона // Пушкин А.С. Проблемы творчества. Межвуз. тематич. сб. науч. Трудов. Калинин, 1987. С. 15-33.
Дополнительная литература:
Берестов М.Д. Ранняя любовь Пушкина. М., 1989.
Есипов В. Имя звезды (К проблеме «утаенной любви» Пушкина) // Вопросы литературы. 1993, № 3. С. 122-142.
Лебедева О.Б. Лалла Рук // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20-ти тт. М., 2000. Т. 2. С. 595-603.
Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С. 263-265, 741 (наблюдения о мотиве «утаенной любви», полемичные биографической традиции «дешифровки тайны»).
Макогоненко Г.П. Любовная лирика 1823-1830 гг. // Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974. С. 32-95.
Титаренко С.Д. Сонет в поэзии серебряного века. Кемерово, 1998. С. 5-24.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»