3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
Коллоквиум – форма учебно-исследовательского освоения конкретного вопроса, направленная на знакомство с базовыми темами. Представляет собой мини-зачет, оценка которого складывается из следующих составляющих: освоения научной и художественной литературы, понимание сути научной и эстетической полемики, риторические навыки студента (умение грамотно и доказательно выстроить устное выступление, ведение научной дискуссии).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО “АРЗАМАС”
I. “Арзамасское общество безвестных людей”. История создания и принципы организации.
- Полемика с “Беседой любителей русского слова”.
- Члены общества. Арзамасские прозвища: роль баллад Жуковского в «обряде» наделения Новым Именем.
- Принцип “Нового Арзамаса” и мифологизация литературного братства.
- Ритуалы заседаний. Протоколы: композиция, тематика, литературная игра. Проанализировать 2-3 протокола и 1-2 “Речи” членов общества из сб. “Арзамас”. Т.1.
- Роль «Арзамаса» в истории русского романтизма.
II. “Беседчики” в творчестве арзамасцев:
- Жанр эпиграммы: эпиграммы на Шаховского, Шихматова, Шишкова. Причины сатирических выпадов (Вяземский П.А. “Шишков недаром корне-слов” (1810-е), “Кто вождь у нас невеждам и педантам?” (1815); Пушкин А.С. “Угрюмых тройка есть певцов...” 1815; Пушкин В.Л. “Эпитафия” (“Здесь Пушкин наш лежит...” 1816).
- Арзамасская галиматья в “Хвостовиане”. Хвостов - объект сатириче-ских нападок; эстетика косноязычия (П.А. Вяземский “Письмо” (“При по-сылке басен”) 1817, “Притчи”; А.С. Пушкин “Ода его сиятельству гр. Дм. Ив. Хвостову” 1825).
III. Жанр дружеского послания в творчестве арзамасцев (К.Н. Батюшков “Мои пенаты”, “К Жуковскому” (“Прости, Балладник мой...”); А.С. Пушкин “К Батюшкову” (“Философ резвый и пиит”); В.А. Жуковский “К Батюшкову” (Послание) и др.).
- Образ адресата в послании.
- Традиции “легкой поэзии”.
- Эстетизация быта и тема творчества.
IV. В преддверии “Обломова”. Проанализировать образ и мотив “халата” в творчестве поэтов XIX в.: Жуковский В.А. <Речь в заседании “Арзамаса”> (“Братья-друзья арзамасцы!...” ), Вяземский П.А. “К халату”; “Жизнь наша в старости - изношенный халат”.
V. Эпистолярное наследие. Арзамасское письмо как литературный фе-номен: стиль, композиция, адресаты.
Письменное задание: Проанализировать и прокомментировать стихотво-рение <Речь в заседании “Арзамаса”> (“Братья-друзья арзамасцы!...”) Жу-ковского: полемика с “Беседой”, “галиматья”, арзамасские прозвища и их мо-тивировка.
Литература:
Арзамас. Сборник: В 2-х тт. М., 1994 (Вступительная статья В.Э. Вацуро “В преддверии пушкинской эпохи”, тексты арзамасских документов).
Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1977.
Ветшева Н.Ж. Роль и значение пародийно-мифологического начала в прото-колах “Арзамаса” // Проблемы метода и жанра. Томск,1997. Вып. 1.9 С. 52 - 60.
Ветшева Н.Ж. Место стихотворных повествовательных форм в системе арза-масской поэмы // Проблемы метода и жанра. Томск, 1986. Вып. 13. С. 89 - 103.
Иезуитова Р.В. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина 1810-х гг. // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. Т. Х. С. 22-48.
Тодд У.М. III. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпо-ху. СПб.: Современная западная русистика, 1994.
НАПОЛЕОНОВСКИЙ МИФ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1/3 XIX ВЕКА
I. Этапы становления наполеоновского мифа в русской литературе.
- Военная и политическая карьера Наполеона и ее проекция на литературное структурирование бонапартийского “мифа”.
- Апологетическая и антибонапортистская формы “мифа”.
- Связь литературных трактовок образа и судьбы Наполеона с архаичными мифами о герое-спасителе и герое-губителе.
II. Наполеон в творчестве Пушкина.
- Портретные рисунки Наполеона, выполненные Пушкиным в своих автогра-фах (проанализировать по каталогу Р.Г. Жуйковой, прочитать тексты указан-ных произведений, прокомментировать автоиллюстрации к ним).
- “Воспоминания в Царском Селе”; “Наполеон на Эльбе”; “Принцу Оранско-му”; “Вольность”: история создания; историко-литературный комментарий.
- Стихотворения “Наполеон”; “К морю”; “Зачем ты послан был и кто тебя послал?”; “Недвижный страж дремал на царственном пороге”. “Герой”. Диа-лектика художественного мифа. Авторская трактовка судьбы Наполеона.
- Деперсонализация образа Наполеона (“Мы все глядим в Наполеоны...”) и идея наполеонизма в “Евгении Онегине” (гл.2), “Пиковой даме”, “Домике в Коломне”.
III. Наполеон в творчестве М.Ю. Лермонтова.
- Прозаический перевод 1830 г. Лермонтова стихотворения Байрона “Napoleon’s Farewell” (“Прощание Наполеона”). См. по изданию: Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1965. Т. 4. С. 385-386.
- Наполеоновский цикл Лермонтова. Поэтика. Образ Наполеона.
“Наполеон” (1829), “Наполеон” (Дума. 1830); “Эпитафия Наполеона” (1830), “Св. Елена” (1831), “Воздушный корабль” (1840), “Последнее новоселье” (1841).
- Изображение Отечественной войны 1812 г. в стихотворениях “Поле Бородина” (1831), “Два великана” (1832), “Бородино” (1837).
IV. Сделать сравнительную характеристику мифологизации образа Наполеона в творчестве Пушкина и Лермонтова.
Литература:
Вольперт Л.И. Пушкин в роли Пушкина. М., 1998. С. 293- 310.
Граф Федор Васильевич Ростопчин “ La verite sur l’incendie de Moscou” (“Правда о пожаре в Москве”. Париж, 1823). См.: Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996. С. 320-329.
Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. СПб., 1996. С. 511 - 240.
Муравьева О.С. Пушкин и Наполеон (пушкинский вариант “наполеоновской легенды”) // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1991. Т. 14. С. 5-32.
Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. Изд. 2. М. 1990. Т. 1. С. 51-62.
Реизов Б.Г. Пушкин и Наполеон // Реизов Б.Г. Из истории европейских лите-ратур. Л., 1970. С. 51-65.
Лермонтовская энциклопедия. Статьи к указанным текстам.
Шагалова А.Ш. Тема Наполеона в творчестве М.Ю. Лермонтова // Ученые записки МГПИ им. Ленина. 1970. Вып. 389. С. 194-218.
Дополнительная литература:
Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1986.
Сидяков Л.С. Заметки о стихотворении Пушкина “Герой” // Русская литера-тура. 1990. № 4.
БЫТ И КОСТЮМ СВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА 1/3 XIX В.
I. Костюм и мода 1810-1840 г. Романтические тенденции. Английские и французские тенденции в моде. Женский и мужской дворянский костюм.
II. Русский дендизм.
III.Интересы и занятия дворян. День светского человека.
IV. Бал и маскарад первой половины XIX в.
- Структура бала и модель поведения светского человека.
- Проанализировать описание балов в “Горе от ума” А.С. Гибоедова; “Евгении Онегине” Пушкина (1, 5, 8 главы); “Мертвых душах” Н.В. Гоголя.
*- Столичные маскарады. Костюмы, тип поведения.
*- Драма М.Ю. Лермонтова “Маскарад”: семантика «маскарада» и модель маскарадной жизни.
V. Литературные салоны. Подготовить сообщение об одном из столичных салонов: время собрания, хозяин, воспоминания о салоне.
VII. Альбом светской девушки: композиция, тематика.
Задание: сделать эскизы женских и мужских костюмов светского человека пушкинской поры, указать название предметов туалета.
*Выделенный курсивом фрагмент является дополнительным в рамках данно-го коллоквиума – вопрос разрабатывается по желанию.
Литература:
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997 или Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1983 (или другое издание).
Кирсакова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989.
Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989 (гл. 15, 16, 17).
Московская изобразительная Пушкиниана. М., 1986.
Пушкин и его время в изобразительном искусстве. 1985.
С.Д.П.: Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
Альбом Е.Н. Ушаковой. Факсимильное воспроизведение. М., 1999.
Баевский В.С. “...панталоны, фрак, жилет”. Из комментария к “Евгению Оне-гину” // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 21. Л., 1987. С. 106-108.
Дополнительная литература:
* Лермонтовская энциклопедия М., 1981. Статья “Маскарад”.
История костюма (любое издание).
ДВОРЯНИН НАЧАЛА XIX ВЕКА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
I. Военная форма и знаки отличия; роды войск начала XIX в. Военные парады в Санкт-Петербурге.
II. Военная карьера. Награды.
III. Поэтизация военной жизни.
1. Жизнь и поэзия Дениса Давыдова.
- Образ поэта-гусара в лирике Д. Давыдова (“Я люблю кровавый бой”, “Песня старого гусара”, “Ответ”, “ Гусарская исповедь”).
- Образ поэта-гусара в лирике А.С. Пушкина (“Красноречивый забияка”, “Певец-гусар, ты пел биваки”).
2. Кавалерист-Девица Надежда Дурова (рядовой Соколов, корнет Александров): судьба и ее отражение в литературе, история знакомства с Пушкиным.
IV. Военная жизнь в лирике Лермонтова.
- Лермонтов-гусар: восстановить этапы военной биографии Лермонтова.
- Поэтика стихотворений “Гусар”, “На серебряные шпоры...”
- “Юнкерская молитва” и традиции военного фольклора;
- Военное оружие, быт, роды войск в “Бородино” М.Ю. Лермонтова (сделать эскизы мундиров и головных уборов родов войск, описанных в стихотворении);
- Чеченское сражение 1840 г. и его описание в стихотворении Лермонтова “Валерик”: история создания, композиция, взаимодействие любовной и батальной тем, авторская позиция.
V. Светские модели военной жизни:
1.Кодекс дворянской чести и дуэль в начале XIX в.
- Правила дуэли.
- Дуэльный кодекс.
- Дуэльная ситуация в “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова: сделать подробный анализ.
2. Карточная игра как поединок. Мотив карточной игры в русской литературе.
Литература:
Вилинбахов Г. Санкт-Петербург - “военная столица” // Наше наследие. 1989, № 1 (17). С. 14-22.
Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997. С. 90-102; 136-163; 164 - 179.
Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1997.
Семенко И.М. Денис Давыдов // Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 95-120.
Файнштейн М.Ш. Сотрудница пушкинского “Современника” (Н.А. Дурова) // Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л., 1989. С. 154-160.
Афанасьева Э.М. “Моя мольба” и “Юнкерская молитва”: поэтика шутливых “молитв” М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГПУ. 2000, № 6. С.22-25.
Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987 (главы о годах учения в юнкерской школе и кавказских ссылках).
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (статьи к указанным произведениям).
Дополнительная литература:
Востриков А.В. Поэтика оскорбления в русской дуэльной традиции // Тыняновский сборник. Пятые Тыняновские чтения. Рига-М., 1994.
Кормилов С.И. Мотив чина в творчестве Лермонтова // Русская словесность. 1995, № 5. С. 22 – 26.
Кормилов С.И. Чины пушкинских персонажей // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999, № 3. С. 59 - 77.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»