logo
1 курс, 2 семестр / УМК1-3 19 века

3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму

Коллоквиум – форма учебно-исследовательского освоения конкретного вопроса, направленная на знакомство с базовыми темами. Представляет собой мини-зачет, оценка которого складывается из следующих составляющих: освоения научной и художественной литературы, понимание сути научной и эстетической полемики, риторические навыки студента (умение грамотно и доказательно выстроить устное выступление, ведение научной дискуссии).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО “АРЗАМАС”

I. “Арзамасское общество безвестных людей”. История создания и принципы организации.

- Полемика с “Беседой любителей русского слова”.

- Члены общества. Арзамасские прозвища: роль баллад Жуковского в «обряде» наделения Новым Именем.

- Принцип “Нового Арзамаса” и мифологизация литературного братства.

- Ритуалы заседаний. Протоколы: композиция, тематика, литературная игра. Проанализировать 2-3 протокола и 1-2 “Речи” членов общества из сб. “Арзамас”. Т.1.

- Роль «Арзамаса» в истории русского романтизма.

II. “Беседчики” в творчестве арзамасцев:

- Жанр эпиграммы: эпиграммы на Шаховского, Шихматова, Шишкова. Причины сатирических выпадов (Вяземский П.А. “Шишков недаром корне-слов” (1810-е), “Кто вождь у нас невеждам и педантам?” (1815); Пушкин А.С. “Угрюмых тройка есть певцов...” 1815; Пушкин В.Л. “Эпитафия” (“Здесь Пушкин наш лежит...” 1816).

- Арзамасская галиматья в “Хвостовиане”. Хвостов - объект сатириче-ских нападок; эстетика косноязычия (П.А. Вяземский “Письмо” (“При по-сылке басен”) 1817, “Притчи”; А.С. Пушкин “Ода его сиятельству гр. Дм. Ив. Хвостову” 1825).

III. Жанр дружеского послания в творчестве арзамасцев (К.Н. Батюшков “Мои пенаты”, “К Жуковскому” (“Прости, Балладник мой...”); А.С. Пушкин “К Батюшкову” (“Философ резвый и пиит”); В.А. Жуковский “К Батюшкову” (Послание) и др.).

- Образ адресата в послании.

- Традиции “легкой поэзии”.

- Эстетизация быта и тема творчества.

IV. В преддверии “Обломова”. Проанализировать образ и мотив “халата” в творчестве поэтов XIX в.: Жуковский В.А. <Речь в заседании “Арзамаса”> (“Братья-друзья арзамасцы!...” ), Вяземский П.А. “К халату”; “Жизнь наша в старости - изношенный халат”.

V. Эпистолярное наследие. Арзамасское письмо как литературный фе-номен: стиль, композиция, адресаты.

Письменное задание: Проанализировать и прокомментировать стихотво-рение <Речь в заседании “Арзамаса”> (“Братья-друзья арзамасцы!...”) Жу-ковского: полемика с “Беседой”, “галиматья”, арзамасские прозвища и их мо-тивировка.

Литература:

Арзамас. Сборник: В 2-х тт. М., 1994 (Вступительная статья В.Э. Вацуро “В преддверии пушкинской эпохи”, тексты арзамасских документов).

Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1977.

Ветшева Н.Ж. Роль и значение пародийно-мифологического начала в прото-колах “Арзамаса” // Проблемы метода и жанра. Томск,1997. Вып. 1.9 С. 52 - 60.

Ветшева Н.Ж. Место стихотворных повествовательных форм в системе арза-масской поэмы // Проблемы метода и жанра. Томск, 1986. Вып. 13. С. 89 - 103.

Иезуитова Р.В. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина 1810-х гг. // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. Т. Х. С. 22-48.

Тодд У.М. III. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпо-ху. СПб.: Современная западная русистика, 1994.

НАПОЛЕОНОВСКИЙ МИФ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1/3 XIX ВЕКА

I. Этапы становления наполеоновского мифа в русской литературе.

- Военная и политическая карьера Наполеона и ее проекция на литературное структурирование бонапартийского “мифа”.

- Апологетическая и антибонапортистская формы “мифа”.

- Связь литературных трактовок образа и судьбы Наполеона с архаичными мифами о герое-спасителе и герое-губителе.

II. Наполеон в творчестве Пушкина.

- Портретные рисунки Наполеона, выполненные Пушкиным в своих автогра-фах (проанализировать по каталогу Р.Г. Жуйковой, прочитать тексты указан-ных произведений, прокомментировать автоиллюстрации к ним).

- “Воспоминания в Царском Селе”; “Наполеон на Эльбе”; “Принцу Оранско-му”; “Вольность”: история создания; историко-литературный комментарий.

- Стихотворения “Наполеон”; “К морю”; “Зачем ты послан был и кто тебя послал?”; “Недвижный страж дремал на царственном пороге”. “Герой”. Диа-лектика художественного мифа. Авторская трактовка судьбы Наполеона.

- Деперсонализация образа Наполеона (“Мы все глядим в Наполеоны...”) и идея наполеонизма в “Евгении Онегине” (гл.2), “Пиковой даме”, “Домике в Коломне”.

III. Наполеон в творчестве М.Ю. Лермонтова.

- Прозаический перевод 1830 г. Лермонтова стихотворения Байрона “Napoleon’s Farewell” (“Прощание Наполеона”). См. по изданию: Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1965. Т. 4. С. 385-386.

- Наполеоновский цикл Лермонтова. Поэтика. Образ Наполеона.

“Наполеон” (1829), “Наполеон” (Дума. 1830); “Эпитафия Наполеона” (1830), “Св. Елена” (1831), “Воздушный корабль” (1840), “Последнее новоселье” (1841).

- Изображение Отечественной войны 1812 г. в стихотворениях “Поле Бородина” (1831), “Два великана” (1832), “Бородино” (1837).

IV. Сделать сравнительную характеристику мифологизации образа Наполеона в творчестве Пушкина и Лермонтова.

Литература:

Вольперт Л.И. Пушкин в роли Пушкина. М., 1998. С. 293- 310.

Граф Федор Васильевич Ростопчин “ La verite sur l’incendie de Moscou” (“Правда о пожаре в Москве”. Париж, 1823). См.: Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996. С. 320-329.

Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. СПб., 1996. С. 511 - 240.

Муравьева О.С. Пушкин и Наполеон (пушкинский вариант “наполеоновской легенды”) // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1991. Т. 14. С. 5-32.

Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. Изд. 2. М. 1990. Т. 1. С. 51-62.

Реизов Б.Г. Пушкин и Наполеон // Реизов Б.Г. Из истории европейских лите-ратур. Л., 1970. С. 51-65.

Лермонтовская энциклопедия. Статьи к указанным текстам.

Шагалова А.Ш. Тема Наполеона в творчестве М.Ю. Лермонтова // Ученые записки МГПИ им. Ленина. 1970. Вып. 389. С. 194-218.

Дополнительная литература:

Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1986.

Сидяков Л.С. Заметки о стихотворении Пушкина “Герой” // Русская литера-тура. 1990. № 4.

БЫТ И КОСТЮМ СВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА 1/3 XIX В.

I. Костюм и мода 1810-1840 г. Романтические тенденции. Английские и французские тенденции в моде. Женский и мужской дворянский костюм.

II. Русский дендизм.

III.Интересы и занятия дворян. День светского человека.

IV. Бал и маскарад первой половины XIX в.

- Структура бала и модель поведения светского человека.

- Проанализировать описание балов в “Горе от ума” А.С. Гибоедова; “Евгении Онегине” Пушкина (1, 5, 8 главы); “Мертвых душах” Н.В. Гоголя.

*- Столичные маскарады. Костюмы, тип поведения.

*- Драма М.Ю. Лермонтова “Маскарад”: семантика «маскарада» и модель маскарадной жизни.

V. Литературные салоны. Подготовить сообщение об одном из столичных салонов: время собрания, хозяин, воспоминания о салоне.

VII. Альбом светской девушки: композиция, тематика.

Задание: сделать эскизы женских и мужских костюмов светского человека пушкинской поры, указать название предметов туалета.

*Выделенный курсивом фрагмент является дополнительным в рамках данно-го коллоквиума – вопрос разрабатывается по желанию.

Литература:

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997 или Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1983 (или другое издание).

Кирсакова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989.

Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989 (гл. 15, 16, 17).

Московская изобразительная Пушкиниана. М., 1986.

Пушкин и его время в изобразительном искусстве. 1985.

С.Д.П.: Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.

Альбом Е.Н. Ушаковой. Факсимильное воспроизведение. М., 1999.

Баевский В.С. “...панталоны, фрак, жилет”. Из комментария к “Евгению Оне-гину” // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 21. Л., 1987. С. 106-108.

Дополнительная литература:

* Лермонтовская энциклопедия М., 1981. Статья “Маскарад”.

История костюма (любое издание).

ДВОРЯНИН НАЧАЛА XIX ВЕКА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

I. Военная форма и знаки отличия; роды войск начала XIX в. Военные парады в Санкт-Петербурге.

II. Военная карьера. Награды.

III. Поэтизация военной жизни.

1. Жизнь и поэзия Дениса Давыдова.

- Образ поэта-гусара в лирике Д. Давыдова (“Я люблю кровавый бой”, “Песня старого гусара”, “Ответ”, “ Гусарская исповедь”).

- Образ поэта-гусара в лирике А.С. Пушкина (“Красноречивый забияка”, “Певец-гусар, ты пел биваки”).

2. Кавалерист-Девица Надежда Дурова (рядовой Соколов, корнет Александров): судьба и ее отражение в литературе, история знакомства с Пушкиным.

IV. Военная жизнь в лирике Лермонтова.

- Лермонтов-гусар: восстановить этапы военной биографии Лермонтова.

- Поэтика стихотворений “Гусар”, “На серебряные шпоры...”

- “Юнкерская молитва” и традиции военного фольклора;

- Военное оружие, быт, роды войск в “Бородино” М.Ю. Лермонтова (сделать эскизы мундиров и головных уборов родов войск, описанных в стихотворении);

- Чеченское сражение 1840 г. и его описание в стихотворении Лермонтова “Валерик”: история создания, композиция, взаимодействие любовной и батальной тем, авторская позиция.

V. Светские модели военной жизни:

1.Кодекс дворянской чести и дуэль в начале XIX в.

- Правила дуэли.

- Дуэльный кодекс.

- Дуэльная ситуация в “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова: сделать подробный анализ.

2. Карточная игра как поединок. Мотив карточной игры в русской литературе.

Литература:

Вилинбахов Г. Санкт-Петербург - “военная столица” // Наше наследие. 1989, № 1 (17). С. 14-22.

Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997. С. 90-102; 136-163; 164 - 179.

Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1997.

Семенко И.М. Денис Давыдов // Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 95-120.

Файнштейн М.Ш. Сотрудница пушкинского “Современника” (Н.А. Дурова) // Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л., 1989. С. 154-160.

Афанасьева Э.М. “Моя мольба” и “Юнкерская молитва”: поэтика шутливых “молитв” М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГПУ. 2000, № 6. С.22-25.

Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987 (главы о годах учения в юнкерской школе и кавказских ссылках).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (статьи к указанным произведениям).

Дополнительная литература:

Востриков А.В. Поэтика оскорбления в русской дуэльной традиции // Тыняновский сборник. Пятые Тыняновские чтения. Рига-М., 1994.

Кормилов С.И. Мотив чина в творчестве Лермонтова // Русская словесность. 1995, № 5. С. 22 – 26.

Кормилов С.И. Чины пушкинских персонажей // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999, № 3. С. 59 - 77.