4.2. Литературные кружки и общества
Арзамас – литературное общество (1815 – 1818), объединившее сторонников новаторского «карамзинского» направления в литературе, противопоставившие себя «архаистам» (членам «Беседы русского слова»). Возникло в результате полемики с «Беседой». 23 сентября 1815 г. состоялось представление комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам или Липетские воды», в котором были нападки на баллады. Жанр этот символизировал новое литературное направление и связывался с творчеством В. А. Жуковского, вокруг которого объединились арзамассцы. Академикам и метрам российской словесности противопоставлялись «безвестные люди», каждый из которых взял себе литературное прозвище из баллад Жуковского. Члены общества: К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, А. А. Перовский, С. П. Жихарев, А. Ф. Воейков, Ф. Ф. Вигель, Д. В. Давыдов, Д. А. Кавелин, братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков, М. Ф. Орлов, Д. П. Северин и др.
См.: Арзамас. В 2-х томах. М., 1994;Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974.
Беседа любителей русского слова – литературное общество (Петербург, 1811–1816), объединившееся вокруг Г. Р. Державина и А. С. Шишкова. Члены общества: С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской и др. Приверженцы классицистической эстетики (архаисты). Главные оппоненты арзамасцев.На заседаниях «Беседы…» читали оды, поэмы, трагедии, переводы с иностранных языков, вели социально-политические разговоры. Беседчики издавали журнал «Чтения в Беседе любителей русского слова» (1811 – 1816 гг.).
Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001.
Зеленая лампа – литературно-театральный кружок, основанный Союзом Благоденствия (Петербург, зима 1818/19 – 1820 гг.; современный адрес – Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 8). Огранизатор – Никита Всеволжский. Собрания проходили у него дома по субботам. Название дано по зеленой лампе, висевшей в комнате собраний, символически обозначавшей “свет и надежду”. Образ лампы присутствовал в гравировке колец, которые носили участники общества. Среди участников поэты: А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг. Военная молодежь: Я. Н. Толстой, Д. Н. Барков, Ф. Н. Глинка, С. П. Трубецкой, П. П. Каверин и др. На заседаниях читались стихи, обсуждались доклады на театральную тему, в частности о театральном репертуаре Петербурга 1819 г. Здесь были отмечены первые драматургические опыты А. С. Грибоедова («Притворная верность», комедия в 1 действии, перевод с французского А. С. Грибоедова и А. А. Жандра. «Молодые супруги» А. С. Грибоедова (подражание французскому)). По мнению Б. Л. Модзалевского: «Связь «лампы» с «Союзом» была негласная, и о ней знали лишь члены «Союза», да и то, быть может, не все, поэтому внешне главнейшею задачею кружка выставлялось, по показанию самих «лампистов», чтение литературных и, преимущественно, на политические темы произведений» (Модзалевский Б. Л. К истории «Зеленой лампы» // Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. Избранные труды. СПб., 1999. С. 10;
http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=KS7aGBcYAOo%3D&tabid=10183)
Общество любомудрия – московский литературно-философский кружок (1823–1825). Участники: Владимир Одоевский (председатель), Дмитрий Веневитинов(секретарь), И. В. Киреевский, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгуно и др. Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы Ф. В. Шеллинга, Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов. Члены общества называли себя «любомудрами» (любителями мудрости, философии).
См.: Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»